Lifestyle

Максимус эпохи спецэффектов: превзошел ли Пол Мескал Рассела Кроу. Все о «Гладиаторе 2»

Гладиатор 2
variety.com

В казахстанский прокат вышел сиквел культового фильма Ридли Скотта «Гладиатор». Новая часть выглядит технически усовершенствованной версией оригинальной картины, которая повторяет ее практически во всем. Увы, это визуально богатое, невероятно эпичное шоу продолжительностью 2,5 часа не сможет разбудить в зрителе и пятой части тех чувств, которые вызывала первая лента. 

«Курсив» расскажет почему Тибр не перейти дважды, сравнит две работы Скотта и порассуждает о современном кризисе мужественности. 

Ридли Скотт, безусловно, великий режиссер, который несмотря на свои почти 87 лет,  до сих пор в строю и снимает не просто кино, а олдскульные эпики с рекордными бюджетами. Причем, делает это он с завидным безразличием к кассовым сборам. В 2021 году вышли сразу две его картины: скучноватый «Дом Gucci» и его великолепная «Последняя дуэль», которая при бюджете $100 млн, почему-то собрала лишь $30.5 млн. Его прекрасного «Наполеона», вышедшего в прошлом году обругали не только французы, фанаты истории не простили ему развенчивания мифа о великом полководце. Теперь под шквалом критики новая работа сэра Скотта.

Но старику хоть бы хны, он — непотопляемый фрегат, которому абсолютно безразлично мнение всех, кто снует там на своих самодельных плотах вокруг этого титана. Его юношеская смелость восхищает, но снятое, увы, уже не вызывает былого восторга. Впрочем, праведного гнева тоже — в новом «Гладиаторе» все не так катастрофически, как могло бы быть. Претензий к визуалу и актерам никаких (хотя порой все это доходит до полного китча), а вот сценарий непростительно слаб. 

ГЛАДИАТОР 2 | Трейлер | В кино с 14 ноября

О чем рассказывает «Гладиатор 2» 

«Гладиатор 2» начинается с анимированной истории первого «Гладиатора» (если кто забыл или не видел), затем это повторят еще раз, но уже с новыми героями. Словом, если вы смотрели первый фильм, то второй вы, считайте, тоже видели, ведь здесь то же самое, только хуже: высокопоставленные римляне оказываются волею судеб вдали от родины. Оба теряют близких, попадают в рабство, становятся гладиаторами, защищают свою честь и входят в историю Рима. Там гладиаторов хотели растерзать тигры, здесь смертельно опасные бабуины и акулы, запущенные в бассейн при Колизее (к слову, бассейны там действительно существовали — внутри разыгрывались знаменитые морские сражения). В первой части самыми эпичными были битвы с всадниками на колесницах, тут поединки с теми, кто оседлал носорога. 

Итак, после смерти Максимуса сын Луциллы — маленький Луций, боящийся расправ, бежал из родной страны в Северную Африку — Нумидию, где его вырастили аборигены. Прошло 15 лет, Римская империи в агонии — у власти сумасшедшие братья-императоры Гета (Джозеф Куинн) и Каракалла (Фред Хекинджер), которые помыкают всеми, в том числе, новым генералом Марком Акацием (Педро Паскаль). Пока тот штурмует для Рима новую цель — Нумидию, выясняется, что у него отношения с дочерью императора Марка Аврелия — Луциллой (Конни Нильсен). Ее вкус на мужчин никак не изменился — она по-прежнему любит высокопоставленных воинов. 

tatler.com

Во время этого похода в плен к римлянам попадает молодой фермер по имени Ханно (Пол Мескал). Лишившись любимой супруги Аришат (Юваль Гонен), он решает добраться до римской верхушки и отмстить им, но попадает в лапы хитрого работорговца Макрина (Дензел Вашингтон), после чего ему вскоре придется открыть публике свое настоящее имя: он —  Луций, внук Марка Аврелия, сын Луциллы, племянник Коммода и фанат Максимуса.

Почему в новом «Гладиаторе» проблемы с драматургией 

Удивив поклонников первыми масштабными сценами, режиссер заставляет зрителей откровенно скучать больше часа, ведь из вдоль и поперек проспойлеренного синопсиса все уже знают, что главным в истории будет Луций и терпеливо ждут, когда выяснится, что Ханно и есть он. Настоящий темп картина наберет лишь к концу, когда все уже порядком устанут. 

Интересно, что выбрав для рассказа старую схему, в новом фильме Скотт почему-то расщепляет популярные образы: и полюбившегося всем храбреца Максимуса в исполнении Рассела Кроу, и извращенца Коммода, которого сыграл Хоакин Феникс. Характер Максимуса он делит между Луцием и Марком Акацием и рассеивает зрительское внимание — не знаешь за кем следить и кому сопереживать, а вместо мерзкого героя Феникса, он придумывает двух братьев, но они даже вместе взятые не могут затмить Коммода, убившего своего отца и семью Максимуса, и вожделевшего свою сестру и, возможно, племянника. 

96fm.com

Любопытна лишь замена героя Оливера Рида, сыгравшего работорговца в первой ленте, теперь появился герой намного интереснее, которого играет Дэнзел Вашингтон. Западные критики писали, что его коварный Макрин «украл» все шоу, но в русскоязычном дубляже его перформанс не выглядит таким уж феноменальным. Единственная уцелевшая героиня из старой части Луцилла не радует, совсем потеряла былую дерзость — в  том фильме она могла надавать пощечин будущему императору, а через две секунды, понимая свое положение, воскликнуть: «Слава, Цезарю!». Здесь она всего лишь грустная женщина, которая за все 2,5 часа никак не проявила своих актерских талантов, даже в самой решающей сцене. 

В оригинальной картине «Гладиатор» был историей мести за убитую семью, ведь жену Максимуса и маленького сына убили даже не в случайном бою, а специально, по заказу. Здесь все выглядит скорее как отстраненная борьба Луция за свои идеалы, например, за мир во всем Риме, хотя родных Луций тоже теряет. Встреча героя Пола Мескала с матерью вообще одна большая недоработка, как будто он встретил не женщину, которая привела его на это свет и которую он мечтал вновь увидеть хоть на миг, а просто одну старую знакомую. 

kinoafisha.info

Герой Пола Мескала хоть физически ни в чем не уступает герою Рассела Кроу — также эффектен и яростен в боях, но в нем нет той самой мужской харизмы воина, как у Кроу. Даже на уровне слов Луцию веришь меньше, чем Максимусу. Тот мотивировал своих воинов по-солдатски просто: «Ничего не бойтесь, идите в бой и о вас сложат легенды». А  романтично выглядящий Луций (все мы помним сериал Мескала «Нормальные люди» и его героя оттуда) выдает своей армии, что-то вроде подросткового статуса «В контакте»: «Там где мы — нет смерти, там где есть смерть — нет нас». А его цитирования Вергилия портят все еще больше. 

Герой Педро Паскаля и вовсе порой напоминает персонажа с его любимого Met Gala, нежели великого полководца. Что это не иначе как экранный кризис мужественности? Похоже, время токсичных бруталов, которым важнее личная месть, а уже потом идеалы, постепенно уходят в небытие.

kinoafisha.info

Про использованные в фильме приемы из латино-американских сериалов и вовсе помолчим, чтобы не спойлерить. Сам Скотт поступает как и его нынешний герой — Луций, который кричит: «пытайте, но не читайте мораль». Да он пытает зрителя, но никого не учит и на том спасибо. Тем не менее, к просмотру фильм обязателен, ведь когда еще вы увидите такое пышное кино о Древнем Риме.