Дональд Трамп еще в свой первый президентский срок выступал активным защитником интересов компаний традиционной энергетики. А потому для сектора зеленых технологий его возвращение в Белый дом — плохая новость. Успокаивает то, что Трамп не сможет остановить глобальный переход к чистым технологиям. Правда, конкурентоспособность американских компаний пострадает, пишет в колонке для Project Syndicate Гернот Вагнер, экономист в Колумбийской школе бизнеса, специализирующийся на вопросах климата.
Чего ждать сектору зеленых технологий от Трампа
Выборы должны были снизить уровень политической неопределенности, и на экономическом фронте победа Трампа над Камалой Харрис действительно сделала это. На следующее утро после выборов все три основных фондовых индекса США и доходность казначейских облигаций резко выросли на ожиданиях значительного экономического роста, увеличения долга и инфляции.
Но в сфере климата и экологической политики второй президентский срок Трампа — это явно плохая новость, которая усугубляется крайней неопределенностью и противоречивыми сигналами. Особенно это касается тех случаев, когда Трамп может попытаться встать на пути масштабных технологических и рыночных изменений.
Возьмем, к примеру, электромобили. Трамп позиционирует себя как защитника двигателей внутреннего сгорания. Он уже заявил, что отменит требования по выбросам выхлопных газов «в первый же день» президентства. И действительно, у него будет такая возможность, что может поддержать отрасль, находящуюся в упадке. Однако акции Tesla взлетели на 15% после новостей о победе Трампа — инвесторы уверены, что компания получит выгоду от того, что ее глава Илон Маск вложил в кампанию избранного президента более $100 млн собственных средств.
Все это происходит в момент, когда электрокары демонстрируют свое фундаментальное превосходство над обычными автомобилями. Они конвертируют 90% энергии в пройденное расстояние, тогда как автомобили на бензине — только 20%. Максимальная эффективность зависит от доли электроэнергии, производимой из возобновляемых источников. Но даже угольные электростанции работают эффективнее двигателей внутреннего сгорания.
В Западной Виргинии, где около 90% электроэнергии вырабатывается на угольных станциях, электромобили снижают выбросы углекислого газа примерно на 30%. Этот показатель в среднем в США уже достиг почти 50% и продолжает расти.
Таким образом, законы физики диктуют, что любая попытка Трампа затормозить переход на электромобили обречена на провал. Тем не менее он по-прежнему может принести много вреда, особенно конкурентоспособности США. Американские автопроизводители уже сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны Китая и других стран. И никакой пересмотр политики США, касающейся электромобилей или других зеленых технологий, не остановит глобальный переход к чистым технологиям.
Уже сегодня более половины новых автомобилей, зарегистрированных в Китае, — это электромобили или гибриды, что вдвое больше мирового среднего показателя.
США в этом плане отстают, и победа Трампа практически гарантирует, что подобное отставание продолжится и в обозримом будущем. Введение пошлин в 10-20% на весь импорт и 60% — на товары из Китая не защитит американских производителей, как утверждает Трамп. В свой первый срок он уже ввел 25-процентные пошлины, и это не помогло автопроизводителям подготовиться к «электрическому» будущему. Как не помогли и 100-процентные пошлины на китайские электромобили, введенные администрацией Джо Байдена.
Тщетная борьба
Попытки Трампа остановить переход на низкоуглеродные технологии могут оказаться еще более тщетными в сфере солнечной, ветровой и другой чистой энергетики. Китай здесь также доминирует на мировом рынке, производя 97% кремниевых пластин для солнечных батарей, 85% солнечных батарей и 80% солнечных модулей. Именно поэтому администрация Байдена через закон о снижении инфляции (IRA) пыталась наладить производство компонентов для возобновляемой энергетики, субсидируя внутреннее производство. Благодаря этому появились такие проекты, как Illuminate USA — совместное предприятие Invenergy с китайским производителем солнечных панелей LONGi в Патаскале, штат Огайо. Завод планирует собирать более 9 млн солнечных панелей в год, — этого достаточно для обеспечения миллиона американских домов.
Администрация Трампа, возможно, захочет сохранить налоговые льготы на производство в рамках IRA. Благодаря им субсидируется около 25% затрат Illuminate. В любом случае его решения отразятся на 1 000 сотрудников завода в Огайо. Но на мировой рынок солнечных панелей это не повлияет. Если нужно, LONGi просто найдет способы производить их дешевле в другом месте.
Конечно, Трамп может и будет препятствовать внедрению возобновляемых источников энергии внутри страны. Он уже заявил, что прекратит выдачу лицензий на морские ветроэнергетические проекты. Акции производителей турбин Ørsted и Vestas потеряли в цене почти столько же, сколько прибавили акции Tesla после новостей о победе Трампа.
Также администрация Трампа усложнит подключение новых объектов возобновляемых источников энергии к электросетям и попытается продлить жизнь стареющей инфраструктуры ископаемого топлива, предоставляя поддержку традиционным игрокам рынка. Однако такие меры лишь отсрочат неизбежное.
На что Трамп не способен повлиять
В свой первый срок Трамп уже пытался возродить угольную промышленность в США, но безуспешно. Она была на пути к упадку задолго до его прихода к власти, и с тех пор спад в этой отрасли лишь ускорился. Сейчас переход к чистой энергии возглавляют такие штаты, как Техас, который недавно обогнал Калифорнию по установленной мощности объектов солнечной энергетики.
Да, Трамп действительно сможет нанести значительный урон, в том числе, в сфере общественного здравоохранения через отмену экологических норм и стандартов. Во время своего предыдущего срока он отменил более 125 таких норм, большинство из которых восстановили при Байдене. На этот раз он будет действовать более решительно и постарается получше закрепить свои решения. В 2019 году, по оценкам специалистов из комиссии Lancet, повышение уровня локального загрязнения воздуха привело к 22 000 дополнительных смертей в США. Такие показатели могут стать новой нормой.
Байден сумел не только исправить ущерб, нанесенный Трампом в экополитике, но и продвинуться дальше. Климатическая политика уходящей администрации была даже более амбициозной, чем та, что предлагал сенатор Берни Сандерс в своей президентской программе 2016 года. Стратегия Байдена, закрепленная в IRA, дала старт гонке зеленых технологий в США. Трамп может и будет мешать отечественным производителям в борьбе за позиции на глобальном рынке, но он уже не в состоянии остановить эту борьбу.
Copyright: Project Syndicate, 2024.