Новости

Нацбанк заявил, что для интервенций нет повода, хотя неделю назад говорил обратное

Руководство Нацбанка не сошлось во мнении по вопросу о валютных интервенциях / Аскар Ахметуллин, бильд-редактор: Дастан Шанай

И.о. главы Нацбанка Виталий Тутушкин заявил, что в настоящее время поводов для валютных интервенций нет, а спекуляции на рынке не являются условием для них. Комментируя ослабление тенге, он посоветовал «не уделять много внимания самой цифре». Неделю назад замглавы регулятора Алия Молдабекова утверждала, что Нацбанк считает волатильность курса чрезмерной, и заявляла о готовности валютных интервенций на фоне роста количества сделок спекулятивного характера.

В последнее время курс нацвалюты стремительно слабеет и даже достигал свыше 500 тенге за доллар. По состоянию на вечер 21 ноября показатель сложился на уровне 496 тенге. Тутушкин посоветовал не обращать внимания на стоимость доллара, а также заявил, что решение о валютных интервенциях будет принято при наличии серьезной угрозы для финрынка. Об этом он сказал журналистам в кулуарах сената.

«Мы придерживаемся политики свободно плавающего курса. Валютные интервенции могут проводиться в крайне редких случаях. К примеру, если на рынке существует серьезная угроза дестабилизации и угроза для финансовой стабильности. Если эти факторы сложатся, то да, вполне возможно, что интервенции могут быть проведены. Спекуляции – это не условие того, чтобы проводить интервенции», – сказал Тутушкин.

Однако, по его словам, нет определенных критериев для проведения интервенций. Все зависит от ситуации, которая складывается в текущий момент. Последний раз валютные интервенции проводились в июле. Тогда из Нацфонда на покупку акций «Казатомпрома» было потрачено $970 млн. Средства пошли в золотовалютные резервы Нацбанка. Регулятор называет эту сделку валютными интервенциями.

Ранее замглавы Нацбанка Алия Молдабекова после того, как тенге ослаб на 1,4% за 10 дней, назвала наблюдающуюся волатильность курса национальной валюты «чрезмерной». Она связала ситуацию с победой Дональда Трампа на выборах президента в США и снижением цен на нефть. При этом Молдабекова заявляла, что колебания тенге вызваны не только фундаментальными причинами, а также спекуляциями на рынке.

«Нацбанк отслеживает ситуацию на внутреннем валютном рынке. Если спекулятивные настроения сохранятся, Нацбанк готов оперативно обеспечить проведение валютных интервенций для недопущения рисков резких скачков курса тенге и восстановления справедливого курсообразования», – отмечала замглавы Нацбанка.

О падении курса тенге высказывался также бывший министр экономики Алибек Куантыров. Он заверял, что укрепление доллара – это временное явление, и его стоимость не будет дальше расти. Ассоциация финансистов Казахстана писала в недавнем обзоре, что тенге может значительно укрепиться к концу недели.

В преддверии выборов президента в США глава Нацбанка Тимур Сулейменов говорил, что тенге падает из-за нестабильности на нефтяном рынке, повышенного спроса на доллары, а также «крупных мировых событий». В начале ноября опрошенные «Курсивом» аналитики говорили, что в случае победы Трампа мировую экономику могут ждать потрясения в виде торговых войн и снижения цены на нефть. Некоторые из экспертов прогнозировали курс казахстанской валюты более 500 тенге за доллар в среднесрочной перспективе.