Очередной виток обострения российско-украинской войны, случившийся в последние дни, не привел к панике на рынках. Если в начале недели инвесторы еще реагировали на эскалацию, то к ее завершению рынок отыграл все потери. Почему инвесторы игнорируют повышение ставок в конфликте и какие новости сейчас способны повлиять на стоимость активов сильнее, чем применение новых вооружений?
Что произошло
Напряженность в российско-украинском конфликте резко возросла в последние дни. Все началось с того, что Джо Байден в преддверие ухода с поста президента США снял запрет для Украины на удары дальнобойными ракетами ATACMS по территории России.
В ответ Россия обновила свою ядерную доктрину, расширив основания для применения ядерного оружия, а также запустила по Днепру новейшую гиперзвуковую баллистическую ракету средней дальности «Орешник», способную нести ядерную боеголовку.
Вечером 21 ноября российский президент Владимир Путин в неожиданном телеобращении заявил, что Россия считает себя вправе применять свое оружие «против военных объектов тех стран, которые позволяют применять свое оружие» против России. В том же обращении Путин заявил, что Украина уже нанесла удары по военным объектам в Брянской и Курской областях американскими ракетами ATACMS и HIMARS, а также британскими Storm Shadow
Как развивались события на рынках
Обострение в начале недели, скорее всего, свело на нет оптимистичные ожидания скорого окончания войны – особенно после того, как с Путиным в ноябре созвонились избранный президент США Дональд Трамп и канцлер Германии Олаф Шольц.
Новости о первом ударе американской дальнобойной ракетой по территории России и обновлении ядерной доктрины привели к снижению ключевых индексов, в первую очередь, в Европе. Днем 19 ноября индекс Stoxx Europe 600 снижался на 1,45%, но ближе к закрытию торгов его падение замедлилось до 0,5%. Индекс DАХ в Германии за два дня потерял 0,9%, а Cac 40 – 0,7%. Фьючерсы на S&P 500 днем 19 ноября падали на 0,5%, сам индекс после открытия торгов в моменте снижался на 0,65% — до 5855,29 пункта. Однако к концу того же дня американский рынок вернулся к росту: S&P 500 завершил день ростом на 0,4%, Nasdaq прибавил 1%, чему способствовал рост акций Nvidia и других технологических компаний.
В четверг, когда Киев заявил о применении Россией межконтинентальной баллистической ракеты (позднее и США, и Россия заявили, что ракета была средней дальности), Stoxx 600 терял в моменте 0,6%, но затем отыграл потери и стал даже немного расти.
В целом к концу недели основные европейские индексы отыграли падение – Stoxx Europe 600 в итоге вышел в плюс и достиг уровня 508,48 пункта в пятницу 22 ноября, DAX по итогам 22 ноября вырос до 19305,79 пункта, рост за неделю составил примерно 0,5%.
Выросли акции оборонных компаний: бумаги шведской Saab с начала недели к закрытию торгов в пятницу, 22 ноября, подорожали на 4%, до 244,5 шведских крон, а бумаги немецкой Rheinmetall – на 7,5%, до 619 евро.
Инвесторы также обратились к традиционным активам-убежищам, таким как японская иена, швейцарский франк и золото. Однако рост активов-убежищ был временным, написали стратеги банка ING. Эммануэль Кау, глава стратегии по европейским акциям в Barclays, подчеркнул, что наблюдаемая динамика — это классический risk-off, когда инвесторы стремятся к безопасным активам из-за опасений эскалации.
На сырьевом рынке на неделе фьючерсы на газ приблизились к годовому максимуму. Цены на нефть растут, завершая неделю приростом более чем на 5%. Стоимость нефти Brent 21 ноября поднималась выше $74 за баррель впервые за 10 дней. В пятницу Brent по-прежнему торгуется выше этой отметки.
Обмен ударами между Москвой и Киевом вызывает опасения возможных перебоев в поставках, отметили аналитики ANZ Research. Но несмотря на текущие скачки цен, более значимым фактором для рынка остается слабый спрос, говорит портфельный менеджер и главный стратег SIA Wealth Management Колин Сизински. Он напоминает, что в 2022 году, когда началась война, цены на нефть поднимались в диапазон $100–120 за баррель. Сейчас же «опасения по поводу возможных нарушений поставок, вызванных конфликтом между Россией и Украиной, привели к «коротким всплескам» цены на рынке нефти», сказал он.
Что важнее для инвесторов
Геополитические события обычно влияют на фондовый рынок лишь короткое время. По данным J.P. Morgan Private Bank, которые приводит управляющий партнер Arbroath Group Кристофер Смарт, после 36 крупных негативных событий, начиная с вторжения Германии во Францию в 1940 году во время Второй мировой войны, индекс S&P 500 в среднем показывал рост на 5,5% через год и на 2,6% через полгода. Однако за первые три месяца доходность была намного ниже — всего 0,3% против среднего уровня в 1,3%.
«Это не значит, что инвесторы могут полностью игнорировать геополитику, — поясняет Смарт. — Просто глобальные изменения чаще влияют на рынок постепенно, а не становятся результатом одного драматичного события».
Сейчас рынки больше обеспокоены темпами экономического роста и процентными ставками, что объясняет их устойчивость, даже когда мир сталкивается с историческими изменениями в глобальном балансе сил, написал Смарт.
«Чтобы было ясно – применение Россией даже тактического ядерного оружия приведет экономику Европы к резкой рецессии и обрушит рынки рискованных инструментов по всему миру. И помимо этого приведет к колоссальной человеческой трагедии и разрушит сложившиеся десятилетиями представления о приемлемой практике ведения современных войн Однако, как только трейдеры переварили первые новости на эту тему, их обеспокоенность быстро исчезла», — добавляет он.
В целом рынок не считает текущие события признаком долговременной нестабильности, отмечает макростратег Wells Fargo Эрик Нельсон.
«Резкое снижение доходности облигаций и курса доллара к иене было заметным, но еще более показательным стало то, как быстро это влияние сошло на нет», — заявил он.
Участники рынка, по словам Нельсона, помнят прежние периоды напряженности в конфликте между Россией и Украиной и склонны воспринимать текущую реакцию как временную, если эскалация не выйдет за пределы риторики.
Многие инвесторы сохраняют надежду на снижение напряженности после инаугурации Дональда Трампа. Он еще во время предвыборной кампании заявлял, что сможет закончить войну России и Украины за 24 часа. Роб Хауорт, старший инвестиционный стратег U.S. Bank Asset Management, заявил, что нынешний этап конфликта можно рассматривать как бурю перед затишьем – это эскалация перед тем, как Трамп начнет предпринимать усилия по выполнению своих предвыборных обещаний.
Нынешняя эскалация — стандартная тактика Путина перед переговорами, отмечает Тимоти Эш, старший стратег RBC BlueBay Asset Management. Путин ожидает встречи с Трампом в ближайшие месяцы и усиливает свои позиции для предстоящих переговоров, подчеркивает он.