Казахстан задолжал другим странам сумму, равную четырем годовым бюджетам
Депутат Елнур Бейсенбаев раскритиковал правительство за растущий госдолг на заседании мажилиса. По его словам, внешний долг страны сегодня равняется четырем годовым бюджетам. За последние 10 лет он увеличился на $16,5 млрд, в то время как активы Нацфонда сократились на $17,5 млрд.
«В текущем году внешний долг превысил $166 млрд, увеличившись с начала года на $3 млрд. То есть внешний долг равняется четырем годовым бюджетам нашей страны», – сказал Бейсенбаев.
Бейсенбаев указал, что треть расходов государства покрывается за счет правительственных кредитов. Расходы на обслуживание займов за три года превысят 6 трлн тенге. Большая часть заимствований принадлежит квазигоссектору, который не отчитывается перед депутатами о полученных кредитах.
«Следует отметить существенный дисбаланс бюджета. 92% бюджетных средств направляются на покрытие обязательных расходов. Это означает, что на развитие нашей страны, на инвестиции в будущее остается лишь 8%. При такой ситуации говорить о динамичном развитии, повышении уровня жизни населения просто невозможно», – добавил Бейсенбаев.
Депутат напомнил, что, помимо заимствований, государство стало больше использовать средств из Нацфонда для покрытия дефицита бюджета. Так, за 2024-2025 годы из Нацфонда изымут $24 млрд (в 2024 году – 6,6 трлн тенге, в 2025 году – 5,3 трлн тенге), что является третью от всего объема Нацфонда.
Он считает, что правительство не предпринимает усилий по поиску новых источников доходов. По его мнению, ими могут стать банки, аккумулировавшие более 50 трлн тенге. Однако они не заинтересованы в кредитовании бизнеса, а сконцентрированы только на потребкредитах, заявил Бейсенбаев.
«Портфель кредитов юрлиц в 2012 году был 25% к ВВП, а сегодня этот показатель снизился до 8%, то есть в три раза по отношению к ВВП банки сократили кредитование реального сектора экономики. Кроме того, основные госфонды держат триллионы тенге в государственных ценных бумагах, которые в меньшей степени работают на экономику страны. Мы считаем, что нужно проводить более агрессивную инвестиционную политику, чтобы деньги работали на реальный сектор», – предложил депутат.
Бейсенбаев обратил внимание, что с начала года правительство 9 раз корректировало параметры бюджета без участия парламента. Экономический блок планирует бюджеты на три года вперед с 2009 года, но до сих пор не научилось этого делать, считает депутат. Он связывает это с низким развитием экономической науки в стране.
«В бюджет не поступили 3 трлн тенге запланированных налоговых поступлений. Не является ли дефицит бюджета в размере 3 трлн тенге, вызванный некорректным планированием, свидетельством краха налоговой и бюджетной политики?», – сказал Бейсенбаев.
Парламентарий также заметил, что рост экономики Казахстана в 2023 году составил 5,3%, а в 2024 году планируется на уровне 4%, что считается хорошими показателями, однако это никак не сказывается на благосостоянии людей.
«Уважаемые члены правительства, через полгода вы подведете итоги освоения бюджета. К этому времени мы оценим результаты вашей работы по решению обозначенных проблем», – подытожил Бейсенбаев.
По данным Нацбанка, из $166,6 млрд внешнего долга Казахстана на долг правительства приходится только $12,9 млрд, а на долг частного сектора – $137 млрд.
«Курсив» писал со ссылкой на данные Минфина, что по итогам сентября госдолг Казахстана превысил 30,5 трлн тенге (22,6% от ВВП). Из них 28,7 трлн тенге приходится на правительственный долг, который распределяется на внешний и внутренний. Внешний долг (принадлежит иностранцам) составляет 7,2 трлн тенге, внутренний – 21,5 трлн тенге. Помимо правительственного долга, также существует долг Нацбанка (500 млрд тенге) и портфель долговых обязательств акиматов (1,2 трлн тенге).