Инвестиции

Трамп грозит Германии: что может спасти крупнейшую экономику Европы

Экономика Германии и так переживает непростые времена, но с возвращением Дональда Трампа в Белый дом ситуация может усугубиться. Фото: Maryna Yazbeck/Unsplash

Германия, крупнейшая экономика Европы, может пострадать от прихода к власти в США Дональда Трампа. Это станет для нее еще одним ударом – страна уже пережила рецессию в прошлом году и возможно закончит год в минусе в этом. 

Плохой ноябрь

Ноябрь выдался не самым лучшим месяцем для Германии. В стране случился политический кризис – распалась правящая коалиция из трех партий, канцлер Олаф Шольц уволил министра финансов Кристиана Линднера. Пришли и новости из-за океана — на выборах президента США победил Дональд Трамп. В результате индекс экономических настроений ZEW, который отслеживает прогнозы 300 экономистов, банкиров и отраслевых аналитиков, упал до 7,1 пункта с 13,1 в октябре. Он оказался ниже ожидаемого показателя в 13 пунктов и в 3,5 раза ниже среднегодового показателя в 25 пунктов. 

Победа Трампа вероятно стала главной причиной такого драматического снижения, считает президент ZEW Ахим Вамбах.

«Европа выигрывает от открытых рынков. Трамп же, наоборот, хочет ввести более высокие пошлины и снизить налоги для компаний в США. Это усугубит экономические проблемы Европы, так как европейские компании будут вынуждены производить товары в США, а не поставлять готовую продукцию туда», — отметил он. 

Торговая политика Трампа, а точнее его планы ввести пошлины на импорт в 10-20%, вызывает наибольшие опасения у немецких экономистов и банкиров. Они могут стоить Германии 1% ВВП, оценил глава Бундесбанка Йоахим Нагель. Это примерно 42 млрд евро. По его словам, это болезненно, особенно если учесть, что в этом году экономика Германии не вырастет совсем, а в следующем году ее рост не превысит 1%. «С новыми пошлинами мы можем уйти в отрицательную зону», — предупредил он в интервью Die Zeit. 

За четыре года президентства Трампа Германия может потерять от 127 до 180 млрд евро, согласно расчетам Немецкого экономического института. «Германия особенно уязвима перед угрозой введения универсальных пошлин», — заявила региональный директор по Европе Economist Intelligence Unit (EIU) Эмили Мансфилд. США на протяжении девяти лет подряд (включая 2023 год) оставались крупнейшей для Германии страной для экспорта. По итогам 2023 года ее торговый профицит со Штатами сложился в размере 63,3 млрд евро (то есть стоимость немецкого экспорта в Штаты превышала стоимость импорта из Америки). На США пришлась почти десятая часть — 157,9 млрд евро — всего немецкого экспорта. Введение пошлин будет означать для германских компаний риск сокращения поставок. 

Goldman Sachs уже ухудшил прогноз по ВВП Германии после победы Трампа. По мнению аналитиков, ее экономика в 2025 вырастет на 0,5% вместо ожидаемых ранее 0,9%. 

«Автомобильный сектор, вероятно, окажется под ударом со стороны Трампа, но мы ожидаем, что под пошлины попадут также сталь и алюминий, химическая промышленность и фармацевтика», – считает Мансфилд.

По ее словам, скорее всего, США введут пошлины во второй половине 2025 года, а основной экономический удар от них придется на 2026 год. 

Уже сейчас еврочиновники начали обсуждать, что они могут предложить США, чтобы смягчить позицию Трампа по пошлинам, пишет Euractiv. В ноябре глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в телефонном разговоре с Трампом, что Европа может закупать больше сжиженного газа у США, в том числе, чтобы заместить поставки из России, писал Bloomberg. Новые договоренности могут включать также закупки сельскохозяйственной продукции и оружия у Америки. Но чем закончится дело, станет известно лишь в следующем году, когда Трамп официально вернется в Белый дом. 

Трудное восстановление

Заокеанская угроза не добавляет оптимизма Германии, крупнейшей экономике Европы, на долю которой приходится четверть ВВП ЕС. В 2023 году она уже пережила рецессию (в том числе из-за выросших цен на энергоресурсы и замедления экономики Китая) и закончила год со снижением ВВП на 0,3%. 2024 года Германия рискует закончить тоже с отрицательным результатом. 

С 2010 по 2019 годы страна поддерживала средний рост экономики на уровне 2%. Однако с 2020 года экономика практически застопорилась. Сейчас хуже всего в еврозоне обстоят дела только в Эстонии и Финляндии. В третьем квартале 2024 года экономика Германии превысила доковидный уровень (четвертого квартала 2019 года) всего на 0,2%, в то время как французская — уже на 4,1%, итальянская — на 5,5%, а испанская — на 6,6%, пишет CaixaBank Research. 

Существует несколько причин происходящего в Германии.

В последние десятилетия страна развила тесные торговые связи с Китаем: он входит в пятерку крупнейших рынков для немецкого экспорта, а также является основным источником для ее импорта. Раньше Германия импортировала в основном потребительские товары из Китая и экспортировала конечную продукцию под маркой «made in Germany» (автомобили, машины, химикаты и т. д.). Но теперь Китай не только может производить многие из этих товаров самостоятельно, но и конкурирует с немецкими производителями. 

Яркий тому пример — автомобили. Уже по итогам 2023 года Китай стал крупнейшим экспортером авто в мире. Он активно наращивает производство электромобилей и гибридных авто (не без помощи государства — с 2009 году местные производители электрокаров получили $231 млрд господдержки). По данным Canalys, в первой половине текущего года китайские производители экспортировали 2 млн автомобилей. Германия за тот же период времени экспортировала 1,6 млн авто.

Еще Германия страдает от нехватки государственных инвестиций в инфраструктуру. В стране высокий уровень сбережений в частном секторе (более 28% от ВВП). Наконец, она сталкивается с крупной демографической проблемой: согласно оценкам Европейской комиссии, численность трудоспособного населения от 20 до 64 лет в Германии в ближайшие годы сократится сильнее, чем в любой другой стране ЕС, – с 50 млн в 2023 году до 46 млн в 2035 году. 

Рецепт для германской экономики  

Спасением для Германии может стать ставка на развитие сферы услуг, которая растет, в отличие от промышленного сектора страны. Такой вывод следует из исследования, проведенного Reuters – его журналисты поговорили с 12 бизнесменами, экономистами и руководителями компаний. 

«Если удастся немного стимулировать сектор услуг, это может компенсировать сокращение в промышленности», — считает старший научный сотрудник аналитического центра Bruegel и профессор экономики в Университете Брюсселя Гунтрам Вольф.

Сектор услуг в Германии, охватывающий все — от сферы гостеприимства до финансов и информационных технологий, вырос на 1,6% в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого, в то время как промышленность за тот же период упала на 2,8%. На него по итогам прошлого года пришлось 70% ВВП Германии. Но это все еще меньше, чем, к примеру, во Франции (78%) или в Испании (75%), согласно данным Eurostat.

Но и тут не все гладко. Опрошенные Reuters руководители компаний и бизнесмены считают, что бюрократия и жесткое регулирование тормозят возможности для развития, особенно малым и средним компаниям. 56% участников опроса из сектора услуг, проведенного Немецкой торгово-промышленной палатой (DIHK), назвали регулирование своей главной проблемой. К примеру, открытие бизнеса по управлению торговыми автоматами в Германии заняло больше четырех месяцев и потребовало тысяч евро, рассказал соучредитель финтех-компании Selina Finance Леонард Беннинг. В Великобритании открытие компании обошлось ему в 50 фунтов и заняло несколько дней.

Чрезмерное регулирование усугубляет проблему дефицита кадров: согласно отчету DIHK за 2023 год, 50% компаний из сектора услуг Германии сообщили, что им трудно найти работников. Многие профессии, включая юристов, бухгалтеров и врачей, требуют соответствия специфическим стандартам и наличия сертификатов для работы. Это обычная практика. Но в Германии правила строже. К примеру, только 1,4% аудиторов в стране младше 30 лет — из-за требований к продолжительности обучения, треть в возрасте от 50 до 59 лет, согласно отчету Немецкой палаты аудиторов за июль.

Длительная и дорогая процедура сертификации и одобрения препятствуют выходу на германский рынок небольших компаний, особенно в сфере финансов и медицины, сказал Reuters Даниэль Брайтингер из германской ассоциации Bitkom, объединяющей IT-компании. «В результате инновации развиваются в других странах», – заключает он. 

Пока политики пренебрегают сферой услуг, считает главный экономист Hamburg Commercial Bank Сайрус де ла Рубиа. Он приводит пример: немецкие органы госстатистики ежемесячно публикуют более 20 наборов данных для промышленного сектора, в том числе очень подробные для автомобильного, химического и фармацевтического секторов. Но для сферы услуг дело ограничивается данными по розничным продажам, числом занятых, а также оборотом в сфере гостеприимства и питания.