Курс доллара к тенге продолжает слабеть, несмотря на значительные валютные вливания из Нацфонда ($2,7 млрд за октябрь и ноябрь). По итогам ноября средний показатель сложился на отметке 494,9 тенге, снизившись по сравнению с маем на 12%. В первые числа декабря он достиг 525 тенге. Аналитик Halyk Finance Нурлан Канжанов называет курс казахстанской валюты в районе 500 тенге «новой реальностью на данный момент».
По его ожиданиям, такая ситуация на фоне роста мировых цен на продукты окажет высокое давление на инфляцию. Несмотря на это Halyk Finance сохранил прогноз по росту цен на 8,5% к концу года. Это объясняется повышением базовой ставки Нацбанком до 15,25%. Регулятор при этом обновил свой прогноз по инфляции на 1 п.п., до 6,5%-8,5%.
В ноябре годовая инфляция замедлилась до 8,4% (по сравнению с 8,5% в октябре), а месячная осталась на уровне 0,9%. Основной причиной снижения темпов стало незначительное замедление роста цен на платные услуги до 13,3% (против 14,3% в октябре). Стоимость продовольственных товаров за год выросла на 5,4%, непродовольственных – на 8%.
Второго декабря Нацбанк сообщил, что казахстанская валюта ослабла на 5% в ноябре, до 512,52 тенге. С середины и по конец прошлого месяца регулятор провел валютные интервенции более чем на 1 млрд впервые с мая 2022 года для поддержания курса. Так пообещали поступать и в дальнейшем при возникновении рисков финансовой стабильности и чрезмерной волатильности.
После принятия решения по базовой ставке глава Нацбанка Тимур Сулейменов назвал курс доллара выше 500 тенге «новым равновесием, с которым нужно жить». Он считает «не самым приятным моментом», что при нем курс достиг 500 тенге. Сулейменов также говорил, что слабеющий тенге сильно не скажется на росте цен на продукты, так как за последние годы Минсельхоз и фермеры обеспечили хорошее предложение казахстанских товаров.
Ранее заместитель Сулейменова Виталий Тутушкин порекомендовал казахстанцам не уделять много внимания самой цифре, а смотреть на динамику. «Сегодня 500, завтра 600, не надо привязываться к этому значению, говорил он.