Деньги, пули и ИИ: почему убили гендиректора UnitedHealthcare

Опубликовано
колумнист Kursiv, технологии
Луиджи Манджоне, подозреваемый в убийстве гендиректора UnitedHealthcare Брайана Томпсона, назвал свой поступок «символической атакой». Фото: REUTERS/Matthew Hatcher

4 декабря в центре Нью-Йорка, на Манхэттене, был дерзко убит гендиректор крупнейшей в США частной страховой медицинской компании UnitedHealthcare Брайан Томпсон. Казалось бы, это криминал, причем здесь технологии? Однако детали этой драмы указывают на то, что повсеместное внедрение новых технологий может иметь к ней самое непосредственное отношение.

Высокотехнологичное убийство

Брайану Томпсону выстрелили в спину рано утром в самом центре Нью-Йорка около отеля Hilton. Он направлялся туда на конференцию инвесторов материнской компании UnitedHealthcare — UnitedHealth Group. Для понимания масштаба ее бизнеса — на конференции руководство UnitedHealth Group как раз собиралась обсудить с инвесторами и аналитиками оптимистический прогноз на 2025 год — ожидаемую выручку $450–455 млрд, превосходящую консенсус-прогноз минимум на $20 млрд.

Более половины выручки и прибыли UnitedHealth Group согласно отчету за 2023 год приносит как раз UnitedHealthcare — крупнейшая в США частная компания медицинского страхования, которая снабжает медстраховками десятки миллионов американцев. Ее выручка только за третий квартал 2024 года составила без малого $75 млрд, а операционная прибыль — $4,2 млрд.

Если честно, случай беспрецедентный — мне не удалось ни припомнить, ни найти с помощью поисковиков аналогичные случаи убийства действующего гендиректора столь крупной американской компании.

В понедельник, 9 декабря, обвинение в этом убийстве было предъявлено 26-летнему Луиджи Манджоне. Его задержали утром того же дня в городе Алтуна (штат Пенсильвания), примерно в 400 км от Нью-Йорка.

При нем был обнаружен «пистолет-призрак» (ghost gun) с глушителем, похожий на тот, что использовался при убийстве. Как отметил шеф детективов Нью-йоркского департамента полиции Джозеф Кенни, пистолет, возможно, был изготовлен на 3D-принтере.

«Призраками» называют пистолеты, собранные из купленных в интернете запчастей. На них нет серийных номеров, и их практически невозможно отследить. По данным Минюста США их количество всего за пять лет выросло на порядок — с 1758 штук в 2016 году до 19 344 в 2021 году, пишет CNBC.

По данным организации за безопасность оружия Everytown, в последние годы растет количество так называемых «загружаемых» призрачных пистолетов. Их чертежи можно скачать из интернета и распечатать на обычном 3D-принтере, стоимость принтера и материалов — всего лишь около $200, а сколько такого оружия изготавливается в США, неизвестно.

Манджоне получил степень магистра компьютерных наук в Пенсильванском университете, так что для него задача сделать «загружаемый» пистолет вряд ли была бы сложной.

Высокотехнологичный поиск

Несмотря на то, что полиция, как сообщается, прибыла на место преступления в течение трех минут после стрельбы, подозреваемому удалось поначалу успешно скрыться. Судя по созданной позднее реконструкции его действий, он ушел с места преступления пешком, сел на запаркованный на соседней улице электровелосипед и поехал в знаменитый Центральный парк Нью-Йорка. Там он оставил велосипед и приметный рюкзак, вышел из парка и на такси отправился на автостанцию Port Authority, где сел на междугородний автобус и покинул город в неизвестном на тот момент направлении. 

К поискам стрелявшего, помимо полиции Нью-Йорка, подключилось ФБР, и драма обрела общенациональный масштаб.

7 декабря CNN опубликовала подробный отчет о том, почему вычислить подозреваемого оказалось не так-то просто. Несмотря на то, что Нью-Йорк весь утыкан видеокамерами, задача отслеживания конкретного человека требует кропотливого анализа тысяч часов видеозаписей.

«На это им потребуются недели. … Они выстроят каждый шаг его поездки, который будет заснят на видео», — сказал аналитик CNN Джон Миллер.

Впрочем, уже на следующий день после стрельбы полиции крупно повезло. Полицейские нашли видео, где осторожный подозреваемый, всюду ходивший в капюшоне и маске, показал свое лицо — в момент флирта с девушкой на ресепшене в хостеле Верхнего Вест-Сайда, где он остановился, когда приехал в город за несколько дней до убийства.

Однако, вопреки распространенному мнению, программное обеспечение для распознавания лиц не всегда однозначно связывает лицо подозреваемого с его личностью, заявил CNN Донни Скотт, генеральный директор IDEMIA Group, которая специализируется на технологиях распознавания лиц.

«Большинство американцев, возможно, полагают, что у правоохранительных органов есть изображения всех жителей Соединенных Штатов. Это совсем не так», — сказал он.

Кроме того, полиция обнаружила брошенный мобильный телефон и бутылку с водой, из которой пил подозреваемый. С них удалось собрать образцы ДНК, однако идентификация по ДНК тоже гораздо сложнее, чем обычно показывают в кино. Полученную ДНК нужно с чем-то сравнить. Если подозреваемый ранее совершал преступления, образец его ДНК есть в базе, и поиск найдет совпадение. Но если у подозреваемого чистая история, идентификация с помощью ДНК становится гораздо сложнее. Придется полагаться на то, что кто-то из его родственников внесет свою ДНК в общедоступную генеалогическую базу данных, отмечал CNN.

В конечном итоге, как мы теперь знаем, сработала комбинация современных и старых добрых полицейских методов – по фото, сделанным камерами видеонаблюдения и широко распространенным в СМИ, Манджоне опознали в ресторане Макдоналдс в Алтуне и вызвали полицию. Свою роль в этом сыграло, видимо, и вознаграждение в $60 000, объявленное ФБР и полицией Нью-Йорка за помощь в поимке преступника.

Высокотехнологичные причины

Комиссар полиции Нью-Йорка Джессика Тиш практически сразу заявила, что убийство «не похоже на случайный акт насилия… все указывает на то, что это было преднамеренное, заранее спланированное, целенаправленное нападение».

На видеозаписях видно, что убийца спокойно стоял около отеля несколько минут, очевидно, кого-то поджидая, а увидев Томпсона, достал пистолет и хладнокровно расстрелял его.

Но почему он это сделал? Точные мотивы убийцы пока неизвестны, однако некоторые обстоятельства этого дела позволяют делать предположения.

Портал Slate обратил внимание, что в день убийства 4 декабря акции UnitedHealth Group почти не упали, несмотря на драматическую гибель гендиректора ее крупнейшего и самого прибыльного подразделения, а ведь об этом сообщили все национальные СМИ. Убийство произошло рано утром, у рынка было время отреагировать на новости, но по акциям в тот день это было совершенно незаметно. Снижение стартовало только на следующий день — когда в соцсетях началась настоящая вакханалия гневных комментариев от людей, столкнувшихся с отказом в оплате их медицинских расходов. Когда стало известно имя подозреваемого, некоторые пользователи соцсети X объявили его «героем».

Все дело в природе бизнеса UnitedHealthcare — это медицинская страховая компания. Упрощенно говоря, ее главная задача — продать как можно больше медицинских страховок, а потом заплатить по ним как можно меньше страховых возмещений, разница и будет ее прибылью. 

UnitedHealthcare в этом чрезвычайно преуспела — в 2023 году, согласно отчетности, она продала страховок на $290 млрд, а на фактические медицинские расходы своих клиентов потратила только $240 млрд.

«То, что рынок не сразу наказал медицинскую компанию в день убийства Томпсона, может кое-что рассказать нам об этом способе зарабатывания денег… Этот способ получения прибыли за счет здоровья людей настолько проверен и отлажен, что даже жестокое и широко освещаемое убийство главы компании лишь слегка повлияло на стоимость акций в день происшествия», — отмечает Slate.

Недавно к этой системе выкачивания денег добавился новый элемент — искусственный интеллект.

Delay, deny, defend 

В отчете Постоянного подкомитета Сената США по расследованиям, опубликованном в октябре, подчеркивается, что компания UnitedHealthcare использует ИИ для отклонения претензий. Уровень отказов страховщика в выдаче предварительных разрешений на оказание помощи после острых состояний вырос с 10,9% в 2020 году до 22,7% в 2022 году, отмечает портал HealthLeaders и напоминает, что Томпсон был назначен гендиректором компании в апреле 2021 года.

А в ноябре 2023 года против UnitedHealthcare был подан коллективный иск, в котором утверждается, что компания использует свой ИИ под названием nH Predict, чтобы отказывать в предоставлении медицинской помощи людям, особенно пожилым. При этом, утверждается в иске, компания знает, что ее ИИ следует нереалистичным критериям и в 90% случаев ошибается. Однако UnitedHealthcare продолжает использовать его, отменяя назначения реальных врачей, потому что компании это выгодно.

«Если обвинения, выдвинутые истцами, верны, это может означать поворотный момент для ИИ, в частности, один из первых публичных провалов новой технологии», — пишет The Street.

Стрелок выбрал своей мишенью именно Томпсона просто потому, что UnitedHealthcare — крупнейшая медицинская страховая компания, или же его связывает с ней что-то более личное?

На последнюю версию указывают слова, написанные на гильзах, оставшихся на месте преступления: deny — отрицать или отказывать, defend — защищать, depose — смещать или давать показания.

Как отмечает Forbes, они перекликаются с известной тактикой 3D, которую используют страховые компании, чтобы отказывать в выплатах: задерживают выплату страховых возмещений (delay), полностью или частично отклоняют обоснованные претензии (deny) и защищают свои действия (defend), заставляя клиентов вступать в длительные судебные разбирательства.

Возможно, стрелок или кто-то из его близких столкнулись с такой тактикой со стороны UnitedHealthcare, усиленной мощью ее новейшего ИИ.  

То, что Манджоне и есть убийца из Нью-Йорка, еще предстоит доказать в суде. Однако The New York Times указывает, что молодой человек в 2023 году перенес операцию на позвоночнике, а после этого оборвал связи с друзьями и «исчез с радаров», да так основательно, что его семья даже подала 18 ноября запрос о розыске в полицию. 

В трехстраничном заявлении, которое было при себе у Манджоне в момент ареста, он описал убийство как «символическую атаку», согласно внутреннему полицейскому отчету, полученному NYT. В этом документе убийство описывалось как прямой вызов «предполагаемой коррупции и «играм власти»» в системе здравоохранения. Полицейские следователи указали в своем отчете, что подозреваемый «вероятно, считает себя своего рода героем».

Читайте также