Российская ПВО могла подбить самолет, упавший в Актау? Что говорят военные эксперты о падении Embraer
Вчера, 25 декабря 2024 года, в Актау упал самолет «Азербайджанских авиалиний» Embraer 190, который летел из Баку в Грозный. Часть военных экспертов пока отказываются комментировать ситуацию, однако некоторые предполагают, что самолет мог быть подбит российскими ПВО.
Военный эксперт Ян Матвеев проанализировал крушение самолета Embraer 190 в своем Telegram-канале «Карты и стрелочки». Он считает версию с ударом зенитной ракеты российской ПВО «вероятной». Матвеев, а также ряд новостных каналов Кавказа утверждают, что на территории около Владикавказа после украинских атак дронами власти РФ поставили комплексы ПВО «Панцирь-С1». Ранее, по заявлениям российской стороны, украинские беспилотники атаковали Каспийск и Грозный, и подобная атака, по словам Матвеева, произошла и в день падения самолета Embraer 190 – 25 декабря.
«На опубликованных кадрах мы видим все те же самолеты-дроны и даже момент уничтожения одного из них ракетой ПВО. Утверждается, что видео сняты сегодня (Матвеев имеет в виду день авиакатастрофы – 25 декабря. — прим. ред.). Атака дронов была, и обломки одного из них упали на торговый центр «Алания Молл» во Владикавказе. Комплексы ПВО «Панцирь-С1», скорее всего, и сбивали украинские дроны этим утром», — пишет Матвеев.
Матвеев отметил, что некоторые повреждения корпуса имеют цилиндрическую форму, что соответствует форме поражающих элементов ракеты комплекса «Панцирь-С1». Тем не менее эксперта «смущает», что атака, если и была, то с хвоста, а не с передней части самолета, как это бывает обычно.
«Если говорить о ракете «Панцирь-С1», которая несет малую боевую часть массой в 20, то вполне возможно, ее подрыв и не дает очень плотного поля осколков. В момент пролета над Каспийском самолет шел на высоте в девять километров (достижимо для «Панцирь-С1»), а потом мог снизиться для захода на посадку. Он временно пропал с радаров в российском небе, а появился уже на подлете к Актау. Подозрительно, что экипажу поврежденного самолета, который запросил посадку в Грозном и Махачкале, отказали», — добавил Матвеев.
Наконец, эксперт добавил, что пилоты, управляющие самолетом, вели переговоры с диспетчерами и, «скорее всего, не только с российскими». Это наводит Матвеева на мысль о том, что скрыть детали трагедии не удастся.
Председатель сената Казахстана Маулен Ашимбаев считает, что на данном этапе расследования спекулировать на тему военной причастности нельзя. Он согласился, что страны, участвующие в расследовании — Казахстан, Азербайджан и Россия, — не заинтересованы скрывать информацию о трагедии.
«Делать какие-то выводы по фотографиям, утверждать, что это, условно говоря, результат каких-то военных действий и так далее — это, во-первых, спекуляции, это необоснованные сведения, и разгонять их сейчас, мне кажется, неправильно и неэтично. Комиссия работает, специалисты работают, эксперты все рассмотрят и сделают свои выводы», — заявил Ашимбаев.
Замглавы МВД РК Игорь Лепеха на брифинге сената сегодня, 26 декабря, прокомментировал версию с «дырками» на корпусе самолета, сказав, что отверстий на фюзеляже он «не видел». Он добавил, что по ситуации возбудили дело по статье 344 УК РК «Нарушение безопасности». Его спросили, будут ли к расследованию привлечены специалисты в области баллистики. Лепеха ответил: «А при чем тут баллистика?».
Основатель аналитической группы CIT Руслан Левиев согласился, что отверстия на корпусе упавшего самолета похожи на «дырки от ПВО», однако добавил, что точно утверждать о происхождении разрушений еще рано.
Несколько экспертов в области военной авиации отказали «Курсиву» в комментариях ситуации до публикации предварительного отчета от следственных органов.
Ранее «Курсив» писал о том, что при крушении самолета все находившиеся в нем граждане Казахстана (шесть человек) скончались. Теперь в РК начнут массовую проверку самолетов, аэропортов и квалификации пилотов.