Lifestyle

Почему казахстанским кинематографистам пора взяться за мелодрамы

Кассовые достижения мелодрамы Ерната Байузака «Нурикамал», которая продержалась в прокате шесть недель, заставили казахстанских продюсеров вновь взглянуть в сторону мелодрам. Лента «Нурикамал» почти без рекламы собрала больше 272 млн тенге ($516 тыс. по текущему курсу). По сравнению со сборами комедий сумма скромная, но для мелодрамы – очень неплохая. Мелодрама – явно недооцененный и потенциально перспективный в Казахстане жанр. 

кадр из фильма «Нурикамал»

Сейчас потребность казахстанцев в фильмах о любви закрывают турецкие сериалы (их смотрит взрослое поколение) и корейские дорамы (смотрит молодежь). Турецкие и корейские сериалы на эту тему понятны нашему зрителю, но свое кино всегда будет ближе. Так почему казахстанские мелодрамы не пользуются таким же успехом? 

История казахских мелодрам 

Для современного казахстанского кино мело­драмы, особенно успешные – большая редкость. В чистом виде они практически не выходили, и встречаются преимущественно гибридные форматы, совмещающие жанры мелодрамы и комедии или мелодрамы и музыкального фильма. 

Прорывным стал 2010 год. Тогда в апреле вышел совместный российско-казахстанский проект «Ирония любви» с Асель Сагатовой и российским актером Алексеем Чадовым.

А в декабре – первый кинофильм Баян Алагузовой (на тот момент Есентаевой) «Ғашық жүрек» («Коктейль для звезды»). Это история девушки из детдома, которая была влюблена в известного музыканта и музыку, и всего добилась сама. Картина, снятая Аскаром Узабаевым, при бюджете $500 тыс. заработала 150 млн тенге (больше $1 млн на тот момент). Кассовый успех казахстанского кино тогда был редкостью. В 2011 году вышел также прибыльный сиквел «Коктейля», снятый уже Жасуланом Пошановым

В 2013 году прокат взорвал фильм дебютанта Сакена Жолдаса «Он и Она». Хотя лента была очень похожа на корейскую комедию 2001 года «Моя дрянная девчонка» (или ее американский ремейк My sassy girl 2008 года), это никого не смутило. Фильм поддержали и критики, и зрители. История студента, который спасает нетрезвую девушку на улице и отвозит ее домой, а потом они друг в друга влюбляются, очень понравилась публике. Так что картина легко отбила бюджет в $300 тыс. Фильм стал дебютом молодых актеров Жандоса Айбасова и Динары Бактыбаевой.

От «Станции любви» до «Станции судьбы»

Однако если попросить казахстанцев вспомнить лучшую казахскую мелодраму, то многие назовут картину Талгата Теменова, выпущенную в 1993 году.

кадр из фильма «Станция любви»

Фильм «Станция любви» зажег звезду Баян Алагузовой (на тот момент Мухитденовой). Сюжет рассказывал о любовном треугольнике: старшеклассница Гульназ (Баян) приезжает в небольшой поселок у железнодорожной станции «Махаббат» (переводится как «Любовь»). Ее внимание привлечет робкий старшеклассник Орал (Кубанычбек Адылов), у них взаимная симпатия, только вот у Орала появляется серьезный оппонент – их ровесник, звезда школы Женис (Бопеш Жандаев). Но когда Орал спасет ребенка из горящего дома, героиня Баян влюбится в него окончательно и бесповоротно. Правда, от этой юношеской любви останутся лишь воспоминания: проводы одной красивой девушки до дома и совместная встреча первого взрослого рассвета… 

кадр из фильма «Станция судьбы»

В 2018 году Баян Максатовна решила снять идейное продолжение фильма, прославившего ее на весь Казахстан. Новую мелодраму «Станция судьбы» с одним из самых талантливых казахстанских актеров Аскаром Ильясовым снял Ернар Нургалиев. По сюжету молодой красавчик Улан (Аскар Ильясов) знакомится в поезде с девушкой по имени Гульназ (Айгерим Максутова), а когда они сходят на одной станции, выясняется, что их родители знакомы. Мама и папа Аскара – Гульназ (Баян Алагузова) и Жан (Бопеш Жандаев), а отец девушки – тот самый Орал (Кубанычбек Адылов), в которого Гульназ была влюблена в картине 1993 года. Тогда героиня Баян выбрала бизнесмена, а Орал потом назвал свою дочь в ее честь. Лента вышла на экраны в январе 2019 года и стала кассово успешной – только за первые три дня проката собрала около 60 млн тенге (примерно $160 тыс. по курсу того времени). Хотя мелодрама получилась довольно слабой, и ничем, кроме актерского класса Ильясова и одного из первых поцелуев в истории отечественного кино, не запомнилась. 

Комедии с элементами мелодрамы или мелодрамы с элементами комедии? 

Смешить у наших кинематографистов получается куда лучше, чем рассказывать любовные истории. Хороший пример – обе части кассово успешного «Таптым-ау сенi». Первая «серия» этого фильма Анвара Матжанова и Дариги Бадыковой, вышедшая в 2023 году, собрала рекордные 2 млрд тенге.

кадр из фильма «Таптым-ау сенi»

А сиквел картины, по последним данным, уже заработал больше 1 млрд тенге и пока еще находится в прокате. Это простая, немного специфическая, но довольно смешная история двух друзей детства, жителей аула – Сауле (Дарига Бадыкова) и Жексена (Олжас Абай), которые продают кумыс. Хотя это комедия, она покорила зрителей прежде всего своей мелодраматической линией.

По сюжету близкие Жексена просили Сауле найти ему хорошую девушку для женитьбы, при этом мужеподобную Сауле, единственную кормилицу в своей семье, никто в расчет не брал. Но оказалось, она давно влюблена в своего друга и их чувства взаимны. Романтические взаимоотношения героев там чрезвычайно важны, неслучайно конкурентом Жексена за сердце девушки станет владелец турецкого кафе Юсуф (Рустам Саидходжаев). Он и ухаживать умеет, и «любить как в турецком кино», словом,  галантный восточный мужчина, не чета нашему бездельнику Жексену. Но сердцу не прикажешь. Во второй части пара борется с бездетностью, и, видимо, пока они не вырастят и не женят всех своих детей, эта казахская «Санта-Барбара» не закончится. 

Вторым комедийным хитом с четкими мелодраматическими нотами стал фильм дебютанта Абдусаида Шайхислама «Маған назар аудар» («Обрати на меня внимание»), тоже вышедший в прошлом году. Комедия о взаимоотношениях заработала 819 млн тенге ($1,8 млн по курсу на тот момент). По сюжету 35-летний Максат (Акболат Утебай) – не самый внимательный муж, отец трех детей и сценарист-неудачник, работающий на ТВ, но грезящий о карьере писателя, начинает видеть интересные сны. В них он – мечта любой женщины и у него начинается роман с молодой красавицей Саей (Акбота-Нур Сейтмагамбет). Когда он просыпается, то его поджидает неприятная реальность: затюканная бытом жена (Мадина Оспан), орущая детвора и проблемы на работе. Поэтому единственное, что он хочет – это поскорее заснуть и не просыпаться. Разумеется, чем лучше у него идут дела во сне, тем хуже наяву. По-настоящему «проснуться» и изменить свою жизнь к лучшему Максату поможет мысль о том, что счастье его женщины, которая с ним в реальной жизни, в его же руках. «Мужчины, помогайте своим женам, и они по-настоящему расцветут», – говорил этот фильм, и женщины были так благодарны за этот месседж, что сделали ему сумасшедшую кассу.

И наконец, третьей успешной комедией о взаимоотношениях в прошлом году стала Coco & Janbo Ернара Нургалиева. Хотя история была не самая правдоподобная – о том, как только что вышедший из тюрьмы домушник (Жанболат Найзабеков) влюбился в художницу (Салтанат Серкебаева) и она в него тоже, заработала в прокате 768 млн тенге ($1,6 млн). 

Новая казахская мелодрама «Нурикамал»: музыка, любовь и многоженство 

Предположив, что истории о взаимоотношениях отчаянно не хватает нашему рынку, казахстанские кинематографисты на свой страх и риск выпус­тили в этом году камерный мелодраматический байопик о истории знаменитой казахской песни «Нурикамал». Оказывается, это не просто не­обычное женское имя, легшее в основу песни. Так звали музу знаменитого казахского композитора Турдыкылыша Изтаева (Олжас Далелхан) – молодую советскую чиновницу (Фариза Ескермес). По сюжету, талантливый композитор, по совместительству муж казахской поэтессы по имени Ханбиби (Гульбахрам Байбосынова) и отец трех детей, мучается депрессией. Музыка не пишется, огонь в глазах не горит, с супругой они живут как соседи. Однажды начальство приглашает творческую пару на маевку – они хотят впечатлить прибывшую из города ревизоршу, женщину по имени Нурикамал. Только увидев девушку с томным взглядом и нежными речами, Турдыкылыш понимает, что пропал. 

Приехав домой, мужчина впервые садится за инструмент и всю ночь пишет музыку. Тонко чувствующая Ханбиби тоже не спит – она сочиняет для своего мужа слова песни про его новую любовь – Нурикамал. А потом еще зачем-то настойчиво приглашает возлюбленную своего мужа в свой дом и стремится с ней подружиться.  Такой поворот истории оценили далеко не все современные зрители (особенно зрительницы), авторов обвиняли в романтизации измены, пропаганде многоженства, провоцировании измен и даже в разрушении браков. Участникам проекта пришлось писать в соцсетях объясняющие посты о том, что в кино ходят не учиться, не получать воспитание и не решать свои проблемы. Для одних зрителей «Нурикамал» так и не вышла за рамки одного любовного треугольника и измены, а вот другие сумели разглядеть там мысль о том, что совместное творчество выше любви. Зато хейт, дискуссии на тему многоженства и его нормализации на экране поспособствовал кассе –  на фильм покупали билеты как люди в возрасте, так и молодежь. Проект заработал 272 млн тенге. 

Есть ли коммерческий потенциал у казахской мелодрамы 

Безусловно. Зритель, похоже, устал просто смеяться, ему нужны настоящие истории о человеческих взаимоотношениях. И кассовые сборы тому подтверждение. Обе части рекордного собирающего «Таптым-ау сенi» берут зрителя как раз мелодраматической частью, ведь по сути – это всего лишь история о сильной казахской женщине, которая наконец влюбилась. «Маған назар аудар» – вообще образец жанра по части сценария, ведь именно там поднимается волнующая всех современных женщин тематика – помощь и внимание мужа к своей второй половине. История в «Нурикамал» – пусть и не модель для подражания, но она тоже задевает за живое, ведь любовных треугольников так много в обычной жизни. 

И в конце концов, где еще можно проявить эмоции, как не при просмотре мелодрамы. Главное – живые, человеческие истории, ведь в таком кино не получится прикрыть сценарные огрехи зрелищными спецэффектами.