«Дочка» «Казахтелекома» затруднилась спрогнозировать рост выручки на фоне расширения линейки обязательных к маркировке товаров
«Центр развития цифровой экономики» (ЦРЦЭ, 100%-ная «дочка» «Казахтелекома»), предоставляющий в Казахстане услуги по электронной маркировке и прослеживаемости товаров, затрудняется спрогнозировать возможный рост выручки в результате внедрения обязательной маркировки по новым видам товаров, сообщил управляющий директор ЦРЦЭ Алмат Исмаилов.
«Некоторые товарные позиции невозможно посчитать в количественном выражении, потому что они считаются в объемах – в килограммах или кубических метрах. Например, обувь до маркировки считалась кубометрами. То есть ее почему-то налоговики считали кубометрами, а налогообложение идет поштучно, то есть от стоимости обуви. В кубатуре тапочек это 10 млн тенге, а в кубатуре сапогов это, может быть, условно, 5 млрд тенге. Поэтому государство поняло, что, оказывается, маркировка и такие эффекты дает. Посчитали таможенные пошлины и НДС, и маркировка позволила увеличить поступления в бюджет примерно на 243% только по обуви», – сказал он в ходе встречи с журналистами, отвечая на вопрос «Курсива».
По его словам, в Казахстане в ближайшие годы планируется ввести обязательную маркировку биологически активных добавок (БАДов). Кроме того, с 1 июля в республике стартовала обязательная электронная маркировка лекарственных препаратов. Вместе с тем, отметил Исмаилов, продавцы лекарств имеют право реализовать все ввезенные до этого лекарства без электронной маркировки.
«Имеют право продавать (произведенные до 1 июля лекарственные препараты без электронных марок. – «Курсив») до полной реализации. Только произведенное с 1 июля подлежит обязательной маркировке, то есть если произвел 1 января, но ввез после 1 июля, обязательств нет (по электронной маркировке. – Курсив)», – сказал он, уточнив, что аналогичные требования распространяются и на импортные лекарства.
Проект цифровой маркировки товаров был запущен в Казахстане в 2019–2020 годы. На данный момент обязательной маркировке подлежат три товарные группы: обувь, лекарственные средства и табачные изделия. На такие товары наносится так называемый дата матрикс-код или паспорт товара, похожий на традиционный QR-код. Он позволяет проследить весь путь товара – от изготовителя до конечного потребителя, обеляя товарооборот и увеличивая выплаты налогов.
«Казахстан курит 1 млрд пачек в год. 1,2 млрд пачек было в 2020 году, сейчас уже 1 млрд пачек. 1 млрд пачек умножаем на три тенге (стоимость одного дата матрикс кода. – «Курсив») – получается, 3 млрд тенге на сигаретах мы заработали. Обувь – в среднем 35 млн (пар. – Курсив), умножаем на три (тенге. – «Курсив») – это 100 млн (тенге. – «Курсив»). Лекарства – еще рано говорить – только началась маркировка, мы еще практически ничего не заработали», – рассказал Исмаилов.
Что касается рынка обуви, то топ-менеджер ЦРЦЭ оценивает теневую часть рынка в 50%.
«Мы, на самом деле, обелили только законопослушных. Теневики как сидели и курили бамбук, так и продолжают сидеть, потому что штрафов нет», – сказал он, отметив, что продавцы на рынках и в некоторых торговых центрах продолжают реализацию обуви с помощью переводов с банковской карты на карту и без нанесения матрикс-кода.
10 дней назад сообщалось, что в соответствующей системе уже зарегистрировано более 4,1 тыс. участников, а сами коды маркировки были нанесены на 126,7 пар обуви. В результате запуска системы поступления НДС и таможенных пошлин от импорта обуви выросли с 7,8 млрд тенге в 2021 году до 26,4 млрд тенге в 2022 году, или почти в 3,5 раза. В 2023 году этот показатель увеличился на 16%, до 30,7 млрд тенге. В свою очередь, введение обязательной маркировки на табачные изделия привели к росту акцизов на 46,8% – со 191,5 млрд тенге в 2019 году до 281,1 млрд тенге в 2023 году.
Кроме того, 15 февраля в Казахстане начался пилотный проект по маркировке пивоваренной продукции, который продлится до 31 марта 2025 года. В 2025-2026 годы в Казахстане планируется провести пилотные проекты по ряду новых товарных групп: сахаросодержащие напитки, бутилированная вода и другие. При этом часть предпринимателей перед введением обязательной маркировки по реализуемым ими товарам ранее жаловалась на то, что в результате запуска проекта происходит удорожание их продукции.
Выручка ЦРЦЭ в 2023 году составила 1,416 млрд тенге по сравнению с 1,432 млрд тенге в 2022 году, убыток в 2023 году – 236,1 млн тенге против 290,3 млн тенге прибыли в 2022 году. В результате этого капитал ЦРЦЭ сократился на конец 2023 года до 419,2 млн тенге с 655,3 млн тенге годом ранее.