Конец репрессий или иллюзия свободы: что на самом деле угрожает криптоиндустрии
В последнее время сторонники криптовалют начали говорить о наступлении новых времен для криптобизнеса и освобождении от оков строгого регулирования. Но есть одно «но»: это регулирование остается слабым либо отсутствует, а лидеры индустрии до сих пор не объяснили, какие именно огромные преимущества нас ожидают, пишет в колонке для Project Syndicate Андрес Веласко, декан факультета государственной политики Лондонской школы экономики и политических наук.
Мечта криптоэнтузиастов
Я клевал носом во время особенно утомительной встречи в Zoom, как вдруг дерзкое заявление привело меня в чувство: «Избрание Трампа – это мечта, ставшая реальностью», – заявил капитан криптовалют, сияя от восторга. Мне не стоило удивляться: он владелец солидного числа биткоинов, подорожавшего почти на 40% после победы Дональда Трампа над Камалой Харрис.
Этот криптовалютный барон был, однако, не так доволен, как Марк Андриссен – ведущий венчурный инвестор Кремниевой долины и особенно громкий сторонник криптовалют. Для него политика администрации Байдена была сродни «репрессиям», а победа Трампа «ощущалась как снятие сапога с горла»: «Каждый день я просыпаюсь счастливее, чем накануне», — говорил Андриссен.
Эти криптоэнтузиасты яростно отрицают, что придерживаются такого мнения из соображений собственной выгоды. Мечта, которая якобы сбывается, – это освобождение криптоиндустрии от оков чрезмерного регулирования, что якобы позволит человечеству процветать. Звучит великолепно, если бы не одно «но»: регулирование криптовалют по-прежнему остается слабым либо вообще отсутствует. А лидеры индустрии до сих пор не объяснили, какие именно огромные преимущества нас ожидают.
На самом деле даже небольшие преимущества отсутствуют. Биткоин существует уже 16 лет, но на него до сих пор нельзя в любом месте купить чашку кофе, не говоря уже о том, чтобы делать покупки в интернете. Утверждение, что криптовалюта заменит фиатные деньги, выглядит все менее правдоподобным. Однако это не мешает ее сторонникам выдвигать новые и новые обещания.
Одно из модных предсказаний гласит, что в мире, полном потрясений, биткоин станет цифровым золотом – надежным средством сбережения. Но если это и есть мечта, то довольно скучная. Золото существует с незапамятных времен, но лишь малая часть сбережений человечества хранится в слитках. Одна из причин заключается в том, что цена на золото волатильна, хотя и не так, как цена биткоина, который имеет идеальный «послужной список» обвалов.
Другой популярный аргумент – криптовалюта удешевит платежи и переводы. В этих словах есть правда: мой банк в Нью-Йорке действительно обирает меня, взимая $30 за каждый международный перевод. Но сокращение таких сборов не требует криптовалюты или блокчейн-технологий. Конкуренция со стороны онлайн-банков и финтех-компаний уже решает эту проблему.
Плохие друзья
Таким образом, криптовалюта по-прежнему еще только пытается найти реальные проблемы, которые она способна решить. Новым является лишь хор обманщиков, демагогов, диктаторов и налоговых уклонистов, пытающихся убедить нас в ее реальной пользе.
Обманщики – это те, кто утверждает, что криптовалюта предназначена для одного, а используют ее для другого.
Первоначально криптовалюта позиционировалась как способ снизить зависимость от «злых» правительств и их валют. Однако сегодня эта индустрия стала главным лоббистом влияния на государственную политику. Вклад криптовалютных доноров составил почти половину всех корпоративных пожертвований на президентские выборы в США, а прокриптовалютный политический комитет Fairshake потратил более $200 млн.
Криптовалюта также обещала сделать банки ненужными, но этого не произошло. Как и все остальные, криптокомпании нуждаются в банковских счетах. Теперь криптоэнтузиасты жалуются на «дебанкинг» – новый термин для описания вполне обоснованной (и юридически обязательной) политики банков, которые отказываются открывать счета компаниям, потенциально связанным с отмыванием денег или другой незаконной деятельностью.
Демагоги обещают то, что невозможно выполнить. Например, Илон Маск, еще один сторонник криптовалюты, заявил, что возглавляемый им Департамент эффективности госуправления сократит расходы бюджета США «минимум на $2 трлн». Однако, как указывает профессор Гарварда Джеффри Фрэнкель, на социальные программы, оборону и выплаты по долгам приходится 88% федеральных расходов США. Даже если бы Маск полностью устранил все дискреционные (то есть не относящиеся к обязательным) расходы, сэкономленной суммы все равно не хватило бы для достижения его цели. Это делает его обещание чистой фантазией.
«Диктаторский» раздел хора криптоэнтузиастов возглавляет президент Сальвадора Найиб Букеле. Будучи избранным демократическим путем, к нынешнему моменту он давно перестал считаться с конституционными ограничениями. Согласно отчету Human Rights Watch, его правительство задержало «примерно 3000 детей», многие из которых содержатся в нечеловеческих условиях, вплоть до пыток, лишаются адекватного питания, медицинской помощи и контактов с семьей. Тем не менее криптоэнтузиасты обожают Букеле за то, что в 2021 году он сделал биткоин официальным платежным средством в Сальвадоре.
Правда, эксперимент провалился. Правительство Букеле предложило $30 в биткоинах всем, кто зарегистрируется в национальном электронном кошельке, но большинство пользователей сразу обменяли криптовалюту на доллары. Разрекламированные «вулканические» облигации, номинированные в биткоинах, так и не были выпущены. А теперь Международный валютный фонд, предоставляя Сальвадору экстренный заем в $1,4 млрд, потребовал от Букеле прекратить навязывать биткоин местным компаниям.
Уклоняющиеся от налогов и занимающиеся отмыванием денег по-прежнему остаются заметной частью пользователей криптовалюты. Это неудивительно, учитывая принцип технологии — «без лишних вопросов». Рассмотрим стейблкоины – криптовалюты, обеспеченные ликвидными долларовыми активами. Зачем кому-то пользоваться гибридной версией доллара вместо настоящей валюты? Потому что, открывая долларовый счет в банке, необходимо отвечать на вопросы о происхождении денег. Криптокошелек можно пополнить анонимно, как это делали участники масштабной схемы, недавно раскрытой британскими властями, которая позволяла наркоторговцам и российским шпионам отмывать средства с помощью стейблкоинов.
Обманщики, демагоги, диктаторы и уклонисты объединены общей чертой: они все позиционируют себя как либертарианцы. Любое ограничение их деятельности, заявляют они, – это нападение на права человека. Но с такими друзьями свободе не нужны враги.
Copyright: Project Syndicate, 2025.
www.project-syndicate.org