Инвестиции

«Мы выиграли время»: финдиректор Gilat о сделке со Stellar Blu и уроках кризиса

Gilat Satellite рассчитывает стать лидером на рынке услуг связи в полете / Фото: shutterstock

6 января 2025 года израильская компания Gilat Satellite, производитель антенн и модемов для обеспечения связи в полете, закрыла сделку по покупке американской компании Stellar Blu, поставщика решений для авионики и производителя терминалов связи SATCOM. О ее значении и планах по развитию в эксклюзивном интервью «Курсив. Инвестиции» рассказал финансовый директор Gilat Satellite Networks Гиль Беньямини. 

По условиям сделки, за 100% компании Gilat выплатит $98 млн бывшим владельцам Stellar Blu при закрытии сделки и еще до $147 млн после ее закрытия при достижении определенных целей, сообщила израильская компания. 

«Спрос на услуги связи в полете растет, это создает потенциал и для Gilat. Вот почему мы ищем дополнительные возможности в этой сфере», — сказал Беньямини. 

Почему Gilat решил купить Stellar Blu

Сейчас Gilat разрабатывает антенны для обеспечения связи в полете, которые взаимодействуют только с низкоорбитальными спутниками для бизнес-авиации. Антенна от Stellar Blu предназначена для коммерческих самолетов и работает как со спутниками на низкой околоземной орбите, так и с геостационарными спутниками. Первые быстро вращаются вокруг Земли и обеспечивают минимальную задержку сигнала, но требуют больших группировок для глобального покрытия. Геостационарные находятся на высоте 35 786 км, «зависают» над одной точкой экватора, обеспечивая широкое покрытие с меньшим количеством спутников, но с высокой задержкой сигнала.  

Антенна Stellar Blue — многоорбитальная, она может переключаться между поставщиками услуг. «Это одна из причин, по которым она нравится авиакомпаниям», — говорит Беньямини.  

Среди других ее отличий — отсутствие радара. Радар похож на крышку, которая устанавливается на фюзеляже самолета. Чтобы отремонтировать такую антенну, нужно вызвать подъемный кран и снять конструкцию с самолета, чтобы ее модернизировать — придется сверлить новые отверстия в фюзеляже, объясняет Беньямини. Для ремонта антенны от Stellar Blu ничего этого делать не нужно, в итоге она дешевле в обслуживании. По данным Stellar Blu, ее разработка стоит на 50% дешевле аналогов, ее обслуживание — на 90% дешевле. Оборудование соответствует требованиям Airbus и Boeing, ее уже используют Panasonic и Intelsat. 

«Она компактная и легкая — это суперважно для авиакомпаний, — рассказывает он. — С большой антенной у самолета больше сопротивление, и, следовательно, выше расход топлива». 

Gilat с покупкой Stellar Blu расширит доступ к коммерческой авиации, американская компания в будущем может получить оборонные контракты и выход на рынки наземной мобильности (например, для поездов), на которых также работает Gilat, говорит Беньямини. На долю Gilat, по его словам, приходится около 20% рынка модемов для установки связи на борту. С покупкой Stellar Blu израильская компания рассчитывает довести долю примерно до 30%. В пресс-релизе Gilat говорится, что после закрытия сделки они станут лидером рынка решений и технологий для связи на борту самолета для коммерческой и деловой авиации.

Финансовый директор Gilat Гиль Беньямини рассказал о стратегических планах компании. Фото: gilat.com

«Стратегически нам очень важно быть первыми на рынке связи в полете», — добавляет Беньямини. 

Ранее Gilat сообщала, что в настоящее время примерно 7 тыс. самолетов 25 авиакомпаний мира летают с решениями Gilat. С покупкой Stellar Blu можно устанавливать по 500–800 терминалов ежегодно, это плюс $120–150 млн годовой выручки, начиная с 2025 года. 

В 2023 году, по оценке ResearchAndMarkets, мировой рынок связи на борту составял $4,7 млрд, к 2030 году он достигнет $10,5 млрд, увеличиваясь в среднем на 12,3% ежегодно. 83% путешественников готовы обменять билеты, если другая авиакомпания предложит им на борту качественный Wi-Fi, показало исследование Viasat в 2023 году. 

В итоге все больше перевозчиков предлагают пассажирам бесплатный или частично бесплатный Wi-Fi в полете. 

«Чем больше услуг в полете предоставляют авиакомпании, тем больше мощностей и оборудования им нужно и тем выше наш доход. Кроме того, каждые 2-4 года перевозчикам приходится менять модемы на более быстрые», — рассказывает Беньямини. 

В планах компании — поставлять антенны производителям самолетов на этапе их сборки, чтобы покупатели приобретали лайнеры сразу с антенной, говорит топ-менеджер израильской компании. Плюс такой стратегии в том, что модем, антенну или кабели не так уж легко заменить продуктом конкурента, если все это установлено на этапе сборки самолета, объясняет он.

«Мы выиграли время»

На вопрос о том, почему Gilat не стала сама разрабатывать антенну для коммерческой авиации, Беньямини отвечает: «Мы выиграли время для выхода на рынок». 

На самостоятельную разработку такой антенны, по его словам, ушло бы несколько лет. Другой плюс покупки — в снижении рисков. Новую антенну пришлось бы сертифицировать в соответствии с требованиями регуляторов разных стран. 

Обычно за подобными продуктами стоит конкретный клиент: он заказывает разработку и финансирует ее. Это объясняется тем, что стоимость разработки одной антенны составляет, по словам Беньямини, «несколько десятков миллионов долларов». «Так что для нас риски невелики», — говорит он. 

В 2023 году, например, израильская компания подписала с поставщиком решений для деловой авиации Satcom Direct соглашение о разработке сверхнизкопрофильных электронно-управляемых антенн. 

Что в приоритете 

Gilat — ветеран на рынке связи, она основана в 1987 году выпускниками Корпуса разведки Армии обороны Израиля. Ее первой разработкой стала VSAT — это терминалы спутниковой связи с антенной небольшого диаметра, меньше двух метров. Для сравнения – в то время антенны были около девяти метров в диаметре. Благодаря относительно малым размерам VSAT можно легко развернуть в любой точке мира. Поэтому разработка быстро завоевала популярность у военных и в морской навигации. 

Gilat развивалась сначала за счет частных размещений акций, затем провела IPO и разместила допэмиссию на Nasdaq. В конце 1990-х она попыталась сменить фокус бизнеса. К тому моменту компания уже занимала 40% рынка VSAT, но решила развиваться на рынке высокоскоростной спутниковой связи. Для этого Gilat купила GE Spacenet у General Electric за $225 млн, а позднее договорилась о партнерстве с Microsoft, чтобы впервые в США предоставить потребителям спутниковую широкополосную связь. Но в начале 2000-х лопнул пузырь доткомов и в числе пострадавших оказался Gilat. Капитализация компании рухнула в десятки раз, с рекордных $4 млрд в феврале 2000 года. После краха доткомов у компании было $500 млн долгов и только $90 млн на счетах, писало израильское издание Globes.

«25 лет назад Gilat пошел на B2C рынок в США и почти обанкротился. Теперь мы не фокусируемся на потребителе, а сосредоточены на областях, где имеем преимущества», — называет один из уроков, вынесенный из этой истории, Беньямини. 

Сейчас области, на которых сосредоточена компания, — связь в полете и оборонный сектор. Еще один драйвер роста израильской компании связан с негеостационарной спутниковой орбитой (NGSO), говорит Беньямини. Речь идет о спутниках, которые занимают низкую или среднюю околоземную орбиту и движутся вместе с Землей.

«Есть множество коммерческих и государственных группировок таких спутников, которые либо уже выведены на орбиту, либо начнут обслуживаться в ближайшее время. У Gilat в этой области явное преимущество благодаря решениям для многоорбитальных систем», — считает Беньямини. 

Еще Gilat фокусируется на производстве спутников с очень высокой пропускной способностью и на программно-определяемых спутниках (они могут, к примеру, менять зону покрытия, частотный диапазон, или перенаправлять трафик). Для этого сегмента у компании есть разработка SkyEdge IV.

Только за последний месяц Gilat сообщила о новых заказах на $27 млн. В конце декабря 2024 года она получила заказы на решения для связи в полете более чем на $18 млн и касаются они в основном платформ SkyEdge и связанных с ними услуг. В начале января 2025 года — о новых контрактах от нескольких спутниковых операторов еще на $9 млн.

«Мы не боимся риска, но мы должны быть уверены, что у нас есть достаточный запас прочности, чтобы преодолеть неожиданности, — говорит Беньямини. — И идем на рассчитанный риск».

Что с акциями

2024 год выдался для компании сложным. Ее котировки достигли дна 5 августа, к тому моменту с начала года они подешевели на 34%. Однако за последние шесть месяцев стоимость акций Gilat взлетела более чем на 40%. За последние 12 месяцев котировки оказались в плюсе почти на 7%. В ноябре Freedom Broker повысили целевую цену для бумаг компании более чем на 5% до $7,7, сохранив рекомендацию «покупать». 

Аналитики пересмотрели оценку акций Gilat после ее отчета за третий квартал 2024 года. Тогда компания сообщила о росте выручки на 17%, до $74,6 млн. Чистая прибыль за тот же период составила $8,1 млн (за 3 квартал 2023 года — $4,6 млн по стандартам Non-GAAP). Показатель квартальной выручки оказался ниже прогноза Freedom Broker — аналитики ожидали $76,6 млн. Зато доход на акцию «преподнес значительный сюрприз», следовало из материалов Freedom. За год он вырос на 75%, до $0,14 за акцию, Freedom Broker ждал роста на 40%.   

Аналитики Freedom Broker обращают внимание на потенциал компании в оборонном сегменте и на рынке связи в полете. Они считают, что «разворот в акции, вероятно, может возникнуть после первой фиксации выручки от Stellar Blu». 

Оценка Freedom Broker — самая низкая среди трех аналитиков, которые следят за Gilat, следует из данных портала MarketWatch. Средняя целевая цена для бумаг Gilat — $8,1, что означает потенциал роста более 28% к цене закрытия 8 января.