Разговоры об угасании супергеройского жанра в кино ходят уже несколько лет, но сейчас, кажется, можно наблюдать реальные признаки этого: оглушительный провал сиквела «Джокера» и масштабные пересъемки очередной части приключений Капитана Америки из-за негативных оценок на тест-просмотрах свидетельствуют о большом кризисе кинокомиксов. Некоторые склонны считать, что новой золотой жилой станут экранизации видеоигр. Другие же в качестве потенциального преемника называют музыкальные байопики, обретающие в последнее время второе дыхание: январский кинопрокат в Казахстане открывается фильмами о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе, одним из фаворитов оскаровской гонки, и Робби Уильямсе, который предстает на экране в виде… поющей обезьяны. О современном потенциале жанра, несбывшейся роли Тейлор Свифт и том, почему хороший байопик не всегда должен быть точным, – в материале «Курсива».
Полифоническое кино
«Фредди Меркьюри вернется в «Мстителях 4» – так шутили интернет-пользователи после выхода «Богемской рапсодии» в 2018 году, отсылая к характерным титрам в конце фильмов студии Marvel. «Марвелизация» кинопроцесса, когда практически любое крупное произведение может стать началом франшизы и киновселенной, объединяющей разных героев, не проходит бесследно. Так, согласно последним слухам, в будущем новой жертвой этого может стать Джеймс Бонд – продюсеры Amazon хотят видеть целую сеть из спин-оффов, приквелов и даже сериалов, сконцентрированных на других персонажах мира MI6.
Музыкальный байопик о группе Queen по-прежнему является самым кассовым в своем жанре. Мировые сборы тогда перешагнули отметку в $900 млн, а в Великобритании фильм стал лидером домашнего просмотра, победив в том числе блокбастер «Мстители: Финал».
Сейчас же эта шутка понемногу воплощается в реальность. В июле 2025 года должны начаться съемки масштабного проекта режиссера «Красоты по-американски» и «007: Координаты «Скайфолл» Сэма Мендеса о четырех участниках The Beatles. Каждому из них будет посвящен отдельный фильм – это очень напоминает сольные части о членах Мстителей («Битлз», общий сбор!» – так, вероятно, в духе марвеловской супергероики можно окрестить этот киносериал). Сразу четыре премьеры запланированы на 2027 год – студия Sony пока не раскрывает детали такого необычного релиза, но уже сообщила, что решение о прокате фильмов будет «инновационным».
По неподтвержденной информации, главные роли сыграют молодые голливудские звезды Харрис Дикинсон, Пол Мескал, Барри Кеоган и Джозеф Куинн, а съемки всех фильмов будут идти одновременно. Издание Variety обращает внимание на достаточно рискованную стратегию производства (у каждой картины также будет свой сценарист) и выпуска, однако отмечает, что музыкальное кино сейчас пользуется большим спросом, несмотря на точечные провалы вроде «Обратно во мрак» об Эми Уайнхаус и «Уитни Хьюстон: Потанцуйте со мной».
Сборы недавних байопиков «Элвис» и «Боб Марли: Одна любовь» оказались куда больше, чем предполагалось (около $289 млн и $181 млн). Успех фильма-концерта Тейлор Свифт в 2023 году пошатнул традиционную модель кинопроката: певица договаривалась напрямую с крупными киносетями США в обход голливудских студий и прокатчиков, что позволило ей заработать более $260 млн.
Наконец, «Оскар-2025» может продемонстрировать целую линейку жанровых картин: например, шансы на главную награду довольно велики у мюзиклов «Злая: Сказка о ведьме Запада» и «Эмилия Перес», а в шорт-листы лучших актеров и актрис наверняка попадут Тимоти Шаламе, сыгравший Боба Дилана, и Анджелина Джоли с ролью Марии Каллас. Забавно, что режиссеру «Марии» Пабло Ларраину также пришлось прокомментировать предположения о его собственной мультивселенной – за последние годы он снял несколько байопиков о женщинах, среди них принцесса Диана и Жаклин Кеннеди, которая была знакома с Каллас. Он ответил, что не планировал напрямую связывать их между собой, хотя признал, что у фильмов и героинь действительно много общего.
Герои на будущее
Уже известно, что готовятся фильмы про Брюса Спрингстина (его сыграет звезда сериала «Медведь» Джереми Аллен Уайт), кантри-певицу Линду Ронстадт (в главной роли – Селена Гомес) и джазмена Нэта Кинга Коула. Ридли Скотт планирует снять байопик о группе The Bee Gees, а Мартин Скорсезе может снова объединиться с Леонардо Ди Каприо для работы над картиной о Фрэнке Синатре – режиссер мечтает о ней по меньшей мере 15 лет, – а также поставить фильм о группе Grateful Dead (в 2017 году он уже рассказывал о ней в документальном проекте). Наконец, где-то в недрах студий ходят сценарии к байопикам о барабанщике группы The Who Ките Муне и танцоре, певце и актере Фреде Астере. В конце 2025 года на экраны выйдет «Майкл», где короля поп-музыки Майкла Джексона сыграл его племянник Джафар Джексон.
Бум музыкальных байопиков может свидетельствовать о смене предпочтений на студиях Голливуда, утверждает журналист газеты The Guardian Саша Мистлин. В 2019 году, после успешных выходов «Богемской рапсодии» и «Рокетмена» (при бюджете в $40 млн фильм собрал почти $200 млн), это были лишь осторожные предположения, в 2024-м – достаточно уверенные прогнозы.
В то время как зрители начинают уставать от супергероев на экране, музыканты, хотя бы временно, могут занять их место. У двух жанров есть точки соприкосновения: фактически это те же истории о преодолении трудностей и становлении главных героев, являющихся мифологизированными фигурами, которые уже известны аудитории (как и в случае комикс-индустрии, здесь есть сильная ориентация на фанатов).
Молодые актеры тоже предпочитают переключиться на новую нишу. Пол Мескал, кандидат на роль Пола Маккартни, уже заявлял, что не заинтересован в супергеройском кино, а Том Холланд, понемногу подходящий к завершению карьеры Человека-паука, планирует сыграть Фреда Астера. Тимоти Шаламе так же верен совету Ди Каприо («Никаких тяжелых наркотиков, никаких супергероев»). При этом его нынешняя роль Боба Дилана в «Никому не известном» вполне может принести ему «Оскар», что сделает 29-летнего актера самым молодым победителем в этой категории (сейчас рекорд принадлежит Эдриану Броуди, выигравшему статуэтку за роль в «Пианисте» Романа Полански – это тоже байопик о музыканте, пианисте Владиславе Шпильмане).
Искать свой голос
Однако музыкальные байопики стоят дешевле супергеройских фильмов, а основная статья расходов, обращает внимание Мистлин, – приобретение прав на песни. Так, затраты на «Никому не известного» составили примерно $60 млн – это около трети бюджета сиквела «Джокера» и одна шестая (!) бюджета новой – и крайне проблемной с точки зрения производства – части о Капитане Америке.
При этом хорошие кассовые сборы, возможно, приводят к более смелым экспериментам и попыткам разнообразить жанр. Вышедший в казахстанский прокат в начале января фильм о Робби Уильямсе «Быть лучше: История Робби Уильямса» стоил около $110 млн – эта сумма выглядит внушительнее. Все потому, что вместо певца зрители видят на экране CGI-шимпанзе: так, по словам певца, он ощущал себя в разные периоды карьеры, и необычный внешний вид героя (это же, кстати, дало возможность Уильямсу самостоятельно спеть песни за кадром) оживляет традиционную драматургию байопиков.
Распространенная формула «рождение – падение – возвращение на сцену» – слабое место многих фильмов жанра, и эта схематичность, часто переходящая из картины в картину, во многом лишает кино оригинальности. Такие жанровые клише были, например, высмеяны в комедии «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса», где рассказывалась история вымышленного музыканта, прообразом которого стали сразу несколько знаменитостей вроде Джонни Кэша и Элвиса, а в 2022 году вышел полупародийный байопик с Дэниэлом Рэдклиффом «Странный Эл».
Фильм рассказывает о старте карьеры Странного Эла Янковича, аккордеониста, записавшего десятки популярных пародий на хитовые песни. Реальные факты здесь перемешаны с вымыслом: по сюжету Янкович отправляется спасать Мадонну из лап наркокартеля Пабло Эскобара, а в финале трагически погибает во время вручения награды на пике своей славы в 1985 году. Настоящий Странный Эл, написавший сценарий к фильму, при этом появляется в одной из ролей.
Необычная форма начала захлестывать жанр в 2024 году. Наряду с «Быть лучше: История Робби Уильямса» в конце года на экранах за рубежом появился фильм о Фаррелле Уильямсе, снятый с помощью Lego-анимации. Документальный проект «По кусочкам», по словам критиков, по-хорошему оригинален и энергичен, хотя история музыканта все-таки похожа на десятки других, виденных ранее, а непосредственное участие Уильямса в качестве продюсера делает кино слишком гладким и аккуратным. Он озвучил свою анимационную версию, то же самое сделали его коллеги Снуп Догг, Кендрик Ламар, Джастин Тимберлейк и Jay-Z.
Следующий – очевидный и неизбежный с технологической точки зрения – шаг в создании анимационного байопика о жизни знаменитости сделают авторы мультфильма об Эдит Пиаф. Облик и голос французской певицы будут воссозданы при помощи AI. Сценаристы Жюли Вей (ей принадлежит эта идея) и Жиль Марлиак уверяют, что внешний вид Пиаф будет максимально фотореалистичным, несмотря на то что в анимации подобная технология дипфейка используется впервые. И хотя вопрос об этичности AI-воскрешения реальных людей все еще остается открытым, наследники певицы полностью одобрили проект и принимают в нем участие.
Авторское право – закон!
Выпуску байопика иногда может помешать собственный герой. Не все музыканты остаются довольны интерпретацией их жизней, поэтому некоторые фильмы выходят с особыми купюрами – или же не выходят вовсе. Так, например, длинная история создания картины Скорсезе о Фрэнке Синатре связана с протестом дочери певца Тины Синатры, которая не хочет видеть чересчур откровенное кино о нем. Синатру подозревали в тесных связях с мафией, и Скорсезе, известный гангстерскими фильмами, хотел сосредоточиться на этой части его жизни. В настоящий момент байопик, скорее всего, в очередной раз отложен из-за невозможности договориться с семьей. Также планы снять кино о Синатре есть у сценариста «Таксиста» Пола Шредера, причем с «отмененным» Кевином Спейси в главной роли.
С середины 2010-х годов известно о планах снять фильм о фолк-певице Джони Митчелл, и в этой роли якобы могла появиться Тейлор Свифт – творчество обеих нередко сравнивали, а внешнее сходство только усиливало шансы Свифт. Однако Митчелл резко высказалась против этой идеи и заявила, что никогда не одобрит подобный проект. Между тем такая своеобразная музыкальная коллаборация должна выглядеть для продюсеров особенно привлекательно – так, например, многие фанаты сейчас хотят видеть певицу Сабрину Карпентер в роли Бритни Спирс, фильм о которой должен снять режиссер мюзикла «Злая: Сказка о ведьме Запада» Джон М. Чу по ее автобиографии.
Картинам про Дэвида Боуи не везло дважды. Байопик «Дэвид Боуи. Человек со звезды» вышел на экраны почти пять лет спустя после смерти музыканта, но в фильме не звучит ни одной его песни – наследники отказались давать разрешение на использование музыки. В итоге картина провалилась в прокате и получила разгромные отзывы. «Бархатная золотая жила» же была вдохновлена образами Боуи, Игги Попа и Лу Рида и представляла ностальгическое путешествие по эпохе глэм-рока 1970-х годов. Однако музыкант не только не дал свое благословение режиссеру Тодду Хейнсу, но и запретил включать в фильм свои песни. Тем не менее сама картина носит название в честь одноименной композиции Боуи.
Позднее Хейнсу повезло больше, когда он начал работу над байопиком о Бобе Дилане – певец одобрил проект и разрешил использовать музыку в фильме. Но «Меня там нет» больше напоминает экспериментальное кино, нежели точную биографию. Роль Дилана сыграли шесть человек, включая актрису Кейт Бланшетт, и каждая ипостась носит оригинальное имя, что отражает разные периоды в творчестве музыканта. Интересно, что именно этот фильм (а также «Бархатную золотую жилу» и «Последние дни», псевдобайопик Гаса Ван Сента о смерти Курта Кобейна, изображенного там в качестве молодого рокера Блейка, погруженного в депрессию и наркотическую зависимость) чаще всего можно увидеть в списках лучших музыкальных байопиков, что наводит на мысль – даже здесь вымысел и фантазия являются важными компонентами, фактами же можно пожертвовать.