Несмешная шутка: к чему приведет выпуск мемкоина Трампа
Президент США Дональд Трамп выпустил свой именной мемкоин — и это очень важное и весьма неоднозначное событие. Оно не просто подпортило имидж криптоиндустрии и лично Трампа, но и, возможно, ознаменовало начало конца ралли мемкоинов, считает партнер и директор по инвестициям Blockreign Fund Рустам Боташев.
Ровесники Ethereum
История мемкоинов началась в 2013 году с запуска шуточного Dogecoin — первой криптовалюты, основанной на интернет-меме. Иметь такую симпатичную собачку за сотые доли цента было прикольно, и она пользовалась популярностью.
Успех Dogecoin дал старт новой категории криптовалют: смешных, остроумных, ироничных, связанных со знаменитостями, с животными или просто созданными, чтобы привлечь внимание какого-нибудь сообщества. Но о каких-то серьезных инвестициях в мемкоины или спекуляциях на них речь тогда не шла.
Одновременно с этим появление Ethereum запустило волну инноваций в блокчейн-индустрии. Внимание инвесторов было сосредоточено на более серьезных проектах, обещавших, что их коины уж точно будут иметь практическую ценность.
С 2017 по 2018 годы в криптоиндустрии разразился бум ICO — с их помощью криптовалютные стартапы активно привлекали средства, предлагая инвесторам свои токены. За эти два года такие блокчейн-проекты привлекли $14 млрд. Некоторые оказались очень успешны (к примеру, блокчейн-проект Hedera Hashgraph). Однако, большинство испарилось, и ICO сдулось, как мыльный пузырь.
Но желание людей поспекулировать осталось. И их внимание переключилось на мемкоины. Причем в гораздо больших масштабах и с существенно более непредсказуемым результатом.
Сначала были NFT, большинство из которых по своей сути — частный случай мемкоинов. Мы не говорим о токенизированных реальных активах, как например, NFT на произведения искусства или недвижимость. Речь о NFT-мемах, таких как, например, CryptoPunks — коллекции из 10 000 цифровых персонажей в виде пиксель-артов, созданной на блокчейне Ethereum. Пик популярности таких NFT был пройден в конце 2021 – начале 2022 годов. Но их капитализация до сих пор составляет увесистые $30 млрд – вдвое больше, чем было привлечено во время бума ICO.
И вот настала очередь мемкоинов. Всплеску их популярности способствовал миллиардер Илон Маск, который начал поддерживать Dogecoin своими твитами в 2021 году. Благодаря его поддержке за полгода цена на Dogecoin сначала подскочила в 80 раз, а потом упала на 70%. Классическая схема pump and dump, когда цена актива сначала накачивается искусственно, а затем группа инвесторов продает его на пике, оставляя остальных с убытками.
Инвесторы в этот мемкоин даже подали иск против Маска и его компаний Tesla и SpaceX за создание «финансовой пирамиды Dogecoin». С тех пор эта криптовалюта так и не достигла своей максимальной цены в 64 цента (в пятницу, 24 января, она стоила около 36 центов). Но все равно по рыночной капитализации она — седьмая среди всех криптоактивов и все еще крупнейшая среди мемкоинов. Общая капитализация мемкоинов составляет примерно $110 млрд.
Второе дыхание
Второе дыхание такому типу криптовалют дал запуск 18 января мемкоина OFFICIAL TRUMP ($TRUMP) Дональда Трампа — он состоялся за два дня до его инаугурации. О запуске Трамп объявил в своих аккаунтах в X и Truth Social.
В течении суток после размещения цена этого токена выросла более чем в 10 раз, и он вошел в десятку крупнейших криптовалют по капитализации. За последующую неделю ажиотаж спал, цена упала более чем в два раза. Тем не менее, с капитализацией около $6 млрд OFFICIAL TRUMP находится на 32 месте в списке крупнейших криптовалют мира.
Интерес к мемкоину Трампа чисто спекулятивный, и монета не имеет реальных «холдеров». Среднее время владения этим мемкоином – чуть больше суток.
Днем позже о запуске мемкоина заявила его жена – Мелания Трамп. Цена на него подскакивала на 40% в моменте, но после размещения она только падает. Сейчас капитализация этого мемкоина составляет примерно $426 млн.
Завершит ли Трамп эру мемкоинов
Возможно, что выпуском своего OFFICIAL TRUMP президент США поставил точку в ралли мемкоинов. Попытки выпустить новые шуточные коины, конечно, будут. Но привлечь большее внимание к новым запускам, соразмерное тому, что получил мемкоин Трампа, вряд ли удастся. А ажиотаж — это критически необходимое, хотя и не единственное условие для успеха мемкоинов. Провал токена Мелании — тому пример.
Сколько в реальности заработал на этом выпуске сам Трамп, неясно. Как замечает американский Forbes, неверно говорить о том, что он получил миллиарды.
В оборот выпущено 200 млн его именных мемкоинов. При себестоимости выпуска, близкой к нулю, и первоначальной цене в $7, минимум, который могли получить первоначальные инвесторы, — $1,4 млрд. На сайте OFFICIAL TRUMP говорится, что в ближайшие три года количество выпущенных «монет» будет увеличено до 1 млрд. CIC Digital (дочерняя компания Trump Organization) и компания Fight Fight Fight LLC (ее акционером является CIC Digital) принадлежит 80% невыпущенных коинов TRUMP.
В любом случае факт остается фактом — похоже, стоило стать президентом, чтобы выпустить такой мемкоин.
Последствия запуска мемкоина Трампа
Но если задаться практическим вопросом, а зачем эти мемкоины нужны Трампу, ответ неясен. Во-первых, вполне вероятен сценарий исков к Трампу по аналогии с исками к Маску.
Во-вторых, с выпуском этой криптовалюты возможны подозрения Трампа в коррупции — их покупку люди, стремящиеся заручиться поддержкой администрации президента, могут использовать в качестве инструмента для перевода денег в Trump Organization, написал Axios.
В-третьих, выпустив свои мемкоины, Трамп скорее навредил блокчейн-индустрии. Он — человек, напрямую влияющий на нее через назначение ключевых фигур в органы власти, регулирующих, в том числе, и эту отрасль. От нового президента ожидали понятного и дружественного регулирования. И вдруг выпуск своих мемкоинов. Это точно не добавило легитимности, а скорее всего наоборот, вызвало вопросы у членов команды президента, призванных упорядочить индустрию. Это же льет воду на мельницу противников криптовалют.
Основной аргумент противников заключается в том, что криптовалюты волатильны и у них нет какой-либо внутренней стоимости (intrinsic value). В частности, под этим предлогом теперь уже бывший глава SEC Гэри Генслер и пытался максимально ограничить криптовалюту и даже запретить ее для физлиц.
Обвинения в волатильности бессмысленны — так можно сказать про любой актив. И риск определяется не столько волатильностью, сколько отношением дохода к ней (risk-reward).
А вот отсутствие внутренней стоимости для многих криптоактивов — сущая правда. Мемкоины — ярчайший пример. Таким образом, выпустив свои мемкоины, Трамп раздал козыри в руки противников криптовалюты.
В профессиональном криптосообществе велись дискуссии на тему, как создать универсальную методологию оценки стоимости криптоактивов. Я также внес свою лепту. К единому мнению не пришли, и от идеи пока отказались.
Но все были единодушны в том, что цена определяется добавленной стоимостью. И не обязательно материальной. NFT давали право владения на уникальные вещи (non-fungible). Мемкоины же взаимозаменяемы и никакого права уникального владения не дают. Ищите пример, чтобы доказать, что криптовалюта — это пустышка, берите мемкоины. Даже названия им дают соответствующие, например, Fartcoin.
Покупку мемкоинов нельзя назвать инвестированием. Это чистая спекуляция. И как у всякой спекуляции, вероятность потерять все существенно превышает вероятность заработать.
За мемкоинами нет никакого будущего. Но, как мы видим, у них пока еще есть красочное настоящее.