Универсальный план: как США добиться роста экономики
Политика новой администрации президента США Дональда Трампа по повышению экономического роста должна строиться на трех элементах – поддержке научных исследований, благоприятной для инвестиций налоговой политике и на эффективном регулировании. Что именно нужно предпринять, рассуждает в колонке для Project Syndicate Гленн Хаббард, профессор экономики и финансов в Колумбийском университете, бывший председатель Совета экономических консультантов при президенте Джордже Буше-младшем.
Чего стоит избегать новой команде Трампа
Скотт Бессент, кандидат на пост министра финансов США, верно назвал задачу повышения темпов экономического роста ключевой для второго президентского срока Дональда Трампа.
Высокие темпы означают не только рост доходов и повышение уровня жизни (это базовая цель экономической политики), но и снижение огромного дефицита федерального бюджета США, а также соотношения долга к ВВП страны. Это позволит уменьшить тяжесть выбора между расходами на оборону, социальную сферу, образование и научные исследования.
Но ускорение роста не должно быть просто желанием. Для него потребуется тщательно продуманная программа, основанная на понимании, как именно экономическая политика приводит к повышению или снижению ВВП.
Да, налоговые меры поддержки инвестиций стимулируют накопление капитала, производительность и ВВП, но рост процентных ставок из-за того, что налоговые изменения и расходы финансируются за счет дефицита бюджета, может привести к обратному эффекту. Кроме того, поскольку увеличение числа отработанных часов влияет на рост производства и ВВП, новое правительство должно избегать мер по ограничению участия людей в работе, а также резких изменений в миграционной политике.
Власти должны понимать, что некоторые меры, повышающие выпуск, могут негативно отражаться на других сферах общественных интересов (например, на распределении доходов) и даже на национальной безопасности, поэтому им следует сосредоточиться на повышении производительности.
Рецепт роста экономики
Есть три главных элемента любой политики повышения производительности: поддержка научных исследований, благоприятная для инвестиций налоговая политика и эффективное регулирование.
Идеи открывают перспективы в современной экономике. Фундаментальные исследования в сфере естественных наук, инжиниринга и медицины способствуют инновациям, которые обеспечивают прогресс в технологиях, в организации бизнеса, в сфере здоровья и благополучия населения.
Для федерального правительства поддержка НИОКР является логичной мерой. Частные компании не могут получить все выгоды от вложений в фундаментальные исследования, поэтому у них меньше стимулов для таких инвестиций. Кроме того, господдержка науки приводит к полезным косвенным эффектами, что доказали предыдущие расходы Минобороны США на научные исследования — они стали катализатором современной цифровой революции.
Учитывая все это, сокращение федеральной поддержки фундаментальной науки противоречит задаче повышения экономического роста. Тем не менее, законодатели должны пересмотреть, как распределяются средства на исследования, чтобы обеспечить научную целесообразность, и поощрять здоровый риск в отношении новых идей и исследователей.
Помимо стимулирования коммерциализации фундаментальных исследований и оборонных программ, федеральная поддержка центров прикладных исследований в разных регионах страны ускорила бы распространение новых технологий, повышающих производительность. Подобные центры способствуют экономическому процветанию и делают новые идеи широкодоступными. Это уже исторически доказано на примере работы консультационных аграрных и промышленных служб.
Что касается второго элемента роста производительности, то здесь администрации надо продлить действие отдельных правил в рамках налоговой реформы, которую Трамп принял в 2017 году. Речь идет о законе «О снижении налогов и рабочих местах». Сниженные ставки налога на прибыль остаются в силе. Но правило вычета расходов бизнеса на инвестиции (а это мощный инструмент стимулирования накопления капитала, производительности и доходов) поэтапно отменяется в течение 2023–2026 годов. Это правило можно сделать постоянно действующим, если сократить расходы бюджета на кредитование в рамках закона «О снижении инфляции», или же отменить расходы (например, $175 млрд на списание студенческих кредитов), возникшие из-за указов экс-президента Джо Байдена.
Если новая администрация захочет пойти еще дальше в сфере налоговой политики, она может опереться на проект налоговой реформы, подготовленный в 2016 году конгрессменами-республиканцами. Он предусматривает переход от налога на прибыль к налогу на денежные потоки (в таком случае при расчете налогооблагаемой базы нужно учитывать реальные денежные поступления и расходы компании – прим. ред). Можно разрешить немедленный учет инвестиций в расходах, но не вычеты по процентам нефинансовым компаниям. Это не только простимулирует инвестиции и рост экономики, но и отменит налоговые преимущества для компаний, которые предпочитают финансировать деятельность через долг. Кроме того, эта реформа упростит налоговую систему.
Здесь мы подходим к третьему элементу успешной стратегии повышения темпов роста экономики: эффективное регулирование.
Вопрос не в том, что лучше: больше регулирования или меньше. Для роста важно, как изменения в регулировании улучшают экономические перспективы за счет инноваций, инвестиций и распределения капиталов и находят баланс в борьбе с рисками. Авторам экономической политики следует начать с базовых вопросов. Почему мы не можем строить качественную инфраструктуру быстрее? Почему рынки капитала и банковское кредитование не могут быть более гибкими? Эти вопросы помогают определить не только конкретные цели, но и компромиссы, необходимые для их достижения.
К счастью, финансовое регулирование при новой администрации, скорее всего, улучшит распределение капиталов и перспективы роста, если судить по уже объявленным назначениям в Комиссии по ценным бумагам и биржам. Но властям надо будет также улучшать условия для строительства инфраструктуры и расширения энергосетей страны, чтобы поддержать работу дата-центров, необходимых для генеративного искусственного интеллекта. Потребуется внимательный анализ затрат и выгод на федеральном уровне, а также улучшение координации с местными властями в вопросах выдачи разрешений. Частью этой стратегии может стать использование федеральных программ финансовой помощи в качестве кнута или пряника.
Бессент сделал акцент на экономическом росте, и это правильно. Поставив амбициозную цель – рост на 3% в год, он дал новой администрации путеводную звезду, на которую ей надо ориентироваться при разработке экономической политики.
Copyright: Project Syndicate, 2025.
www.project-syndicate.org