Харассмент: работает ли культура отмены в кинематографе 

Опубликовано 27 января 2025 08:20

Галия Байжанова

Галия Байжанова

В Голливуде сегодня есть два преступления, на которые реагируют практически мгновенно – это домашнее насилие и харассмент. Сейчас идет сразу несколько скандальных процессов, связанных с сексуализированным насилием и домогательствами. 

кадр из фильма «Все закончится на нас»

Самая неожиданная битва разыгралась между популярной актрисой Блейк Лайвли и режиссером ее последнего фильма «Все закончится на нас» Джастином Бальдони. Они обменялись исками против друг друга. Второй громкий кейс, за которым сейчас следит весь мир, – это история автора бестселлеров и одного из самых экранизируемых писателей мира Нила Геймана, по книгам которого сняты сериалы «Благие знамения», «Песочный человек», «Американские боги» и мультфильм «Коралина в стране кошмаров». Недавно группа женщин обвинила его в сексуализированном насилии. Они утверждают, что писатель принуждал их к грубому сексу, бил и требовал, чтобы они называли его «хозяином». 

Еще один прецедент – нашумевшее дело рэпера Шона Комбса, которого знают под псевдонимом P. Diddy. Но поскольку P. Diddy обвиняют не только в сексуализированном насилии, но и торговле людьми, рэкете и других преступлениях, эту историю в тексте рассматривать не будем, она слишком объемна и заслуживает отдельного разбора. 

Блейк Лайвли и Райан Рейнольдс VS Джастин Бальдони

Актриса Блейк Лайвли (сериал «Сплетница») и супруга одного из самых популярных и влиятельных актеров Голливуда Райана Рейнольдса («Дэдпул») подала иск против актера и режиссера Джастина Бальдони в декабре 2024 года, хотя слухи о конфликте появились летом, когда картина «Все закончится на нас» вышла в прокат. Лайвли обвиняет Бальдони в харассменте, фэтшэйминге и организации сетевой травли против нее. А он ее – в попытке давления и желании Лайвли с мужем отобрать его фильм. 

Сюжет мелодрамы «Все закончится на нас» прост: флористка (Блейк Лайвли), выросшая с отцом-абьюзером, влюбляется в перспективного нейрохирурга (Джастин Бальдони) и выходит за него замуж. Но тот тоже оказывается насильником – «случайно» ударяет ее на кухне, затем сталкивает с лестницы, прилюдно дерется с ее бывшим из ревности и уже в браке пытается ее изнасиловать. В итоге героиня бросает мужа и заканчивает эти токсичные взаимоотношения. 

Проблемы начались с промо-кампании фильма. На посвященных премьере мероприятиях Лайвли мало обсуждала абьюз, зато появлялась в розовых и цветочных нарядах, рекламировала свою линию косметики и алкоголя. И за это подверглась резкой критике со стороны жертв домашнего насилия.  «Все закончится на нас», снятый за $25 млн, собрал $310 млн в прокате, но над карьерой Лайвли – примерной супруги, матери четверых детей и просто красавицы – впервые нависла тень. Актриса обвинила в этом Бальдони. Она считает, что организатор шквала критических нападок – именно этот режиссер. Блейк Лайвли утверждает, что Бальдони обсуждал с ней свою сексуальную жизнь и зависимость от порно, целовался с ней дольше заявленного в сценарии времени, добавил пару откровенных сцен, которых не должно было быть, входил в ее трейлер, когда она кормила  ребенка грудью, узнавал ее вес у тренера и т.д. 

Бальдони ответил встречным 179-страничным иском. Он рассказывает, что Блейк была нанята как актриса, но вскоре попыталась стать продюсером, художником по костюмам (требовала дорогие туфли для съемок) и едва ли не режиссером. При возникновении любых проблем вызывала своего мужа Райана Рейнольдса – в результате они смогли повлиять на одну из ключевых сцен в фильме, а из-за сцены родов Рейнольдс пригласил координатора по интимным сценам. 

Бальдони нанял кризисного пиар-менеджера Мелиссу Натан, которая работала над имиджем Джонни Деппа во время его судебных разбирательств с Эмбер Херд. Пока дело Лайвли и Бальдони ничем не закончилось, но известное актерское агентство WME уже прекратило сотрудничество с Бальдони. Сам он протестует и говорит, что позиционирует себя как феминист, выпустил приложение для беременных женщин и молодых мам, у него даже было ток-шоу о том, каково быть мужчиной в современном мире.

Нила Геймана безвозвратно отменили

О темных пристрастиях и домогательствах Нила Геймана заговорили после того, как в июле прошлого года британское издание Tortoise выпустило шестисерийный подкаст под названием «Господин». Киноиндустрия отреагировала довольно оперативно – в августе стриминговая платформа Netflix закрыла сериал «Детективы с того света», сценарий которого был написан по произведению Геймана. В сентябре дала свою оценку скандалу компания Disney, отменив экранизацию его «Кладбищенской книги». А в октябре стриминг Prime Video свернул работу над третьим сезоном сериала «Благие знамения» с Майклом Шином и Дэвидом Теннантом по одноименной книге писателя. Шоу решено было закончить 90-минутным эпизодом, к которому Гейман уже не имеет отношения.

Свежая январская статья New York Magazine, в которой восемь женщин обвинили популярного писателя в неподобающем поведении, похоже, похоронила его карьеру. В интервью изданию его обвиняют все – от бывшей жены и няни ребенка до помощницы по саду и фанаток. Судя по всему, с этого момента его состояние в $10 млн будет таять на глазах – коммерческих перспектив у писателя нет, а выплаты компенсаций вряд ли удастся избежать.

Что случилось с теми, кого ранее обвиняли в харассменте 

Пока единственный из «голливудских» обвиняемых, кто по-настоящему лишился всего, в том числе и свободы, – это продюсер Харви Вайнштейн. Хотя его юристы договорились с тридцатью женщинами, подавшими иск о выплате им компенсаций, общий размер которых составил $25 млн, это Вайнштейна не спасло. Свои последние годы 72-летний преступник проведет в тюрьме. 

Дайан Китон и Вуди Аллен. Кадр из фильма «Энни Холл»

С обвиняемым еще с 1990-х годов Вуди Алленом в Штатах никто больше не работает, его «Дождливый день в Нью-Йорке» не выпустили в большой американский прокат, он лишился продюсерской поддержки и финансирования в США, но режиссер по-прежнему снимает свои фильмы, теперь уже в Европе – там вышли две его ленты. 

Другой режиссер – Роман Полански, которому вменяли изнасилование несовершеннолетней, также трудится в Европе, даже после активизации движения MeToo он выпустил там три работы. 

Кевин Спейси. Кадр из сериала «Карточный домик»

Зато лишился большой карьеры двукратный лауреат «Оскара» Кевин Спейси. Его обвиняли в домогательствах больше двадцати мужчин, часть из них на момент произошедшего были несовершеннолетними. Netflix ликвидировал его персонажа – Фрэнка Андервуда – из мегапопулярного сериала «Карточный домик», а Ридли Скотт вырезал его роль из картины «Все деньги мира». У Спейси выходили фильмы в момент скандалов, но после того, как в 2023 году с него полностью сняли все обвинения, по-настоящему громких работ не было. Теперь Спейси гастролирует по миру – два года назад побывал на кинофестивале в Ташкенте, где попал в больницу с подозрением на инфаркт. 

38-летний актер Арми Хаммер отсиделся в «зоне отмены» два года (его бывшие обвиняли мужчину в жестоком обращении, БДСМ-практиках без их на то согласия и даже каннибализме). Хаммер лишился брака, $14–15 млн, потраченных на судебные издержки, но был оправдан. Точнее, дело свернули за неимением доказательств и актер уже снова снимается в кино. Можно считать, что отделался легким испугом. 

Луи Си Кей. Фото: Peggy Sirota

Комик Луи Си Кей, обвиненный в сексуализированных домогательствах в 2017 году, лишился сотрудничества с телеканалами FX и TBS, продюсерская компания разорвала с ним контракт, а уже готовая картина с его участием «Я люблю тебя, папочка» не была выпущена в прокат. В клубах Луи Си Кей начал выступать с 2018 года, а в 2021 году дал большой концерт в нью-йоркском Медисон-сквер-гарден. И тогда протестующих против его шоу было в разы меньше, чем в 2018-м, а аплодирующих стоя – больше.

Работает ли культура отмены? 

В США – да, работает. Но результат сильно зависит от каждого конкретного обвиняемого – его талантов, тяжести преступления и количества пострадавших от его действий. Как мы видим, у большинства – это вопрос серьезных финансовых потерь и судебных тяжб. Если речь о звездах масштаба Спейси, то это еще и вопрос уровня проектов, которые теперь ему предлагают – очень громкие фильмы со знаменитыми режиссерами и многомиллионными бюджетами в карьере этого актера теперь вряд ли случатся. 

В Европе к таким вопросам относятся терпимее. Крупнейшие фестивали спокойно ставят в программу картины мэтров, обвиняемых в домашнем насилии и харассменте. До казахстанской киноиндустрии культура отмены за такие преступления не дошла – все ограничивается слухами и намеками, без официальных заявлений. И тем не менее режиссерам, актерам, писателям, комикам и другим публичным мужчинам всего мира стоит быть настороже, ведь эта культура отмены работает в ретроспективе и им могут вспомнить дело даже многолетней давности.

Читайте также