![](https://cdn-kz.kursiv.media/wp-content/uploads/2025/02/39-1024x576.jpeg)
«Канье Уэст и Бьянка Цензори расстаются», – сообщила dailymail.co.uk накануне Дня святого Валентина. Вопрос о разводе встал после появления Бьянки в прозрачном платье на недавней церемонии вручения премии «Грэмми» и провокационных антисемистских высказываний рэпера.
Это не первый, и, скорее всего, не последний скандал, связанный с так называемыми naked dress – «голыми платьями»: вспомним сверкающий наряд Мэрилин Монро, в котором она исполнила свое знаменитое «Happy Birthday, Mr. President» на 45-летии Джона Кеннеди. Впрочем, главную блондинку кинематографа тоже нельзя назвать «первооткрывательницей» этого тренда: «голые платья» начали носить гораздо раньше – в 1920-х. История naked dress – в обзоре Kursiv LifeStyle.
От «Черной Венеры» до платиновой блондинки
Итак, все началось 100 лет назад – и, конечно, в Париже. Именно там в Theâtre des Champs-Elysées второго октября 1925 года состоялась премьера мюзикла La Revue Nègre. В главной роли блистала Жозефина Бейкер, американская артистка, которую в Париже будут называть «черной Венерой». Она выходила на сцену скорее раздетой, чем одетой, и скорее подчеркивала, чем скрывала свое великолепное тело пышными перьями и украшениями (потом дизайнеры будут не раз повторять этот прием, богато декорируя «голые платья»). «Самая сенсационная женщина, которую я когда-либо видел», – говорил Эрнест Хемингуэй о Жозефине Бейкер, Гертруда Стайн посвятила ей стихи в прозе, ее влияние чувствуется в картинах Анри Матисса, и, наконец, говорят, что некоторые ее движения через много лет скопирует Майкл Джексон.
А еще она войдет в историю моды – с одной из первых «вариаций на тему» naked dress. Одной из первых – потому что в том же самом 1925 году на экраны выйдет фильм «Моя капризная леди», где главная героиня Пруденс Северн – в исполнении «первой it-girl» Клары Боу – отправляется на богемную костюмированную вечеринку в откровенном наряде в стиле ар-деко. Как писала газета Cedar Rapids Tribune, «облегающее прозрачное платье, которое Боу носит во время вечеринки, произвело сенсацию во время выхода фильма».
Пройдет 8-10 лет, и «naked dress станут более сдержанными и изысканными» – так пишут модные издания, приводя в пример наряд Джоан Кроуфорд в музыкальном фильме «Танцующая леди» (1933) и длинное белое платье «первой платиновой блондинки» Джин Харлоу, созданное Мадлен Вийоне – под него нельзя было надеть даже нижнее белье. Но примерно в это же самое время naked dress примеряет Мэй Уэст (в фильме «Мэй Уэст навсегда» 1936 года) – и это богато декорированное платье никак нельзя назвать сдержанным. Смотрите фото.
Мэй Уэст в фильме «Мэй Уэст навсегда», 1936 год
От Мэрилин Монро до Ким Кардашьян
В 1940-х годах в Голливуде появится новый секс-символ – блистательная Рита Хейворт. «Для Риты Хейворт было очень легко найти подходящий наряд, так как она обладала идеальной фигурой», – будет позже вспоминать художник по костюмам Жан Луи. Это он создал черное атласное платье-бюстье для фильма «Гильда» 1946 года, которое стало легендой и кино, и моды. Впрочем, это не было naked dress, в отличие от наряда, в котором Рита Хейворт появится в фильме «Саломея» в 1953 году, где она исполняет «танец семи покрывал». Шифон телесного цвета, вышивка стразами, идеальный силуэт – неудивительно, что этот наряд понравится другой актрисе — Марлен Дитрих, и она захочет что-то подобное, только лучше.
Марлен Дитрих обратилась к тому же дизайнеру, Жану Луи. «Платья-иллюзии» (еще одно, более «интеллигентное» название «голых платьев») создавались несколько месяцев. «Марлен могла приехать в ателье прямо с самолета и стоять неподвижно 8 или 9 часов перед зеркалами, пока мы делали платья прямо на ней. Это требует и энергии, и дисциплины – стоять вот так, – рассказывал позже дизайнер, – и они у нее были. Она говорила «Я не люблю симметрию. Подвиньте вот эту бусину» – и мы перемещали ее, но тут оказывалось, что теперь она симметрично расположена рядом со стразом, мы передвигали и его, и так могло длиться весь день, весь уикэнд».
…Но результат стоил того. Первое же выступление Марлен Дитрих в Лас-Вегасе в новом наряде от Жана Луи произвело фурор. Артистка выходила на сцену, эффектно сбрасывала накидку, и в свете софитов создавалась иллюзия, что на ней вообще нет платья – только бусины и блестки, «разбросанные» по совершенному телу.
Стоит ли говорить, что когда Мэрилин Монро понадобился особенный наряд, она обратилась к Жану Луи? (Эскиз нарисовал художник по костюмам Боб Маки – и о нем позже). «Мне нужно поистине историческое, необыкновенное платье, каких еще никогда и ни у кого не было. Одним словом, это должно быть что-то такое, что могу надеть только я» – сказала актриса дизайнеру.
И вот – 19 мая 1962 года, день рождения Джона Кеннеди. Крытая арена Madison Square Garden, 15 000 человек, которые собрались, чтобы поздравить 35-го президента США. На сцену понимается Мэрилин Монро в шубе из белого горностая. Сбрасывает ее – и в зале раздается одновременное 15-тысячное «ах!». Жану Луи удалось исполнить желание актрисы: телесное платье, украшенное 2500 сверкающих кристаллов, войдет в историю. «Теперь я могу уйти из политики, – скажет Джон Кеннеди после выступления Мэрилин Монро. – После того, как мне мило и здорово спели Happy Birthday».
Жан Луи позже объяснит, как появилась идея этого naked dress: «Мэрилин умела потрясающе владеть своим очаровательным телом, оно было в постоянном движении, но делалось это естественно, элегантно. И меня осенило – я ухватил, понял, что должен делать, – обыграть этот ее дар провоцировать… В общем, я нарисовал эскиз платья, создающего полный эффект, что она обнаженная».
Через 60 лет после «премьеры» творения Жана Луи в Madison Square Garden оно снова окажется в центре скандала, когда Ким Кардашьян выберет это историческое платье для появления на балу Met Gala. Светская львица сядет на жесткую диету и похудеет на семь килограммов, но все равно не сможет достичь параметров Мэрилин: 91,5-61-86 см (куда было девать знаменитые бедра?). Поэтому платье немного распороли (вот почему Ким Кардашьян на красной дорожке не сбросила белую шубу, в отличие от Мэрилин), оно потеряло несколько стразов, и, по мнению возмущенных пользователей социальных сетей – и не только их, было испорчено.
Как собщало издание ew.com, автор эскиза платья Мэрилин Монро, художник по костюмам Боб Маки, назвал эту ситуацию «большой ошибкой». «Платье было сшито именно для Мэрилин. Никто другой не должен его примерять».
Впрочем, Ким Кардашьян и владельцы исторического платья (те, кто купил его за $4,8 млн в 2016 году на аукционе) позже скажут прессе, что с ним все в порядке. И вообще телезвезда надела его только на несколько мгновений на красную дорожку, а потом весь вечер была в его «реплике».
Перья для Шер
Следующую страницу в историю «голого платья» вписала Шер. В 1974 году темой Met Gala был «романтичный и гламурный голливудский дизайн», и дизайнер Боб Маки создал для певицы наряд, похожий на тот, с которого начиналась история naked dress – тот, что носила Жозефина Бейкер, с перьями и блестками. Платье Шер было намного длиннее, перья, соответственно, располагались намного ниже – и фурор был произведен примерно такой же.
Словно этого было мало, через год певица снимается в этом же платье для обложки (неожиданно) журнала Time. Тираж разлетелся моментально. А в 2015 году Ким Кардашьян (опять) выйдет на красную дорожку Met Gala в очень похожем платье – его автором стал Питер Дундас (тогда он был дизайнером бренда Roberto Cavalli).
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что то знаменитое платье Шер вызвало желание его повторить не только у Ким Кардашьян: в 2018 году Сара Сампайо, «ангел» Victoria’s Secret, тоже вышла на красную дорожку в перьях (авторства Ralph and Russo) – правда, это была дорожка Каннского кинофестиваля, и потом – она же ангел, им «положено» быть в крыльях и перьях.
Голое платье для племянницы короля
В 2000-х годах «амбассадорами» naked dress стали Пэрис Хилтон, Кристина Агилера, и, конечно, Дженнифер Лопес. Потом были Рианна, Бейонсе, Ирина Шейк, Рита Ора – этот список можно продолжать очень долго. И до выхода Бьянки Цензори на «Грэмми» пальма первенства в этом тренде была, пожалуй, за Рианной: в 2014 году она появилась на церемонии вручения модной премии CFDA буквально в «классике» naked dress, то есть абсолютно прозрачная основа, расшитая 216 тысячами кристаллов. Такие же перчатки и бандана и узкая полоска меха в качестве накидки.
На каком-то этапе стало ясно, что тренд на «голые платья» расширился и сегодня существуют сразу два вида: первое — это «олдскульные» прозрачные наряды, и второе – имитация боди-принта. Дизайнеры пытаются уговорить носить и то, и другое, не только звезд на красных дорожках, но и всех остальных – в повседневной жизни. Пока удалось уговорить особу королевских кровей: несколько лет назад в достаточно откровенном платье Dior появилась леди Амелия Виндзор – племянница нынешнего короля Англии (ее отец Джордж Виндзор, граф Сент-Эндрюс — троюродный брат Карла II).