
Глава партии «Ак жол» Азат Перуашев в официальном запросе предложил ввести НДС для иностранных маркетплейсов, получающих доходы от казахстанских покупателей. Сейчас они платят цифровой налог, так же известный, как «налог на Google», со ставкой 12%. По расчетам мажилисмена, в 2025 году недополученная прибыль в бюджет от таких компаний составит около 250 млрд тенге.
По его словам, зарубежные платформы, пользуясь правом беспошлинного ввоза товаров стоимостью до 200 евро, фактически платят меньше налогов, чем местные компании. В 2023 году объем ввезенных через них товаров составил 505 млрд тенге, но в бюджет поступило только 24 млрд тенге (4,8% от оборота). Это в 2,5 раза меньше НДС, который взымается в стране, в которую поступил товар. Из-за того, что иностранные компании не платят НДС, бюджет недополучил более 60 млрд тенге, отметил Перуашев.
«Фискальная нагрузка казахстанских маркетплейсов по тем же импортируемым товарам, по данным экспертов, составляет 16,3%, то есть почти в четыре раза выше налоговой нагрузки иностранных конкурентов. Казахстанские предприниматели обязаны уплачивать до 62% сборов, включая НДС, корпоративный подоходный налог, социальные отчисления, таможенные пошлины, сертификацию и другие платежи», — отметил мажилисмен.
По словам депутата, если бы эти 505 млрд тенге прошли через казахстанские маркетплейсы, бюджет получил бы 136 млрд тенге вместо 24 млрд. Из этой суммы 82 млрд тенге составили бы НДС и таможенные пошлины, а 54 млрд тенге — подоходный налог с 46 тысяч работников, занятых в производстве этих товаров.
Перуашев подчеркнул, что такие иностранные маркетплейсы, как TEMU, Amazon, AliExpress и другие, не имеют официального присутствия в Казахстане, что позволяет им избегать уплаты налогов и пошлин в соответствии с национальным законодательством. Он считает такое положение «серьезной брешью в налогообложении импорта, что дает несправедливые конкурентные преимущества перед казахстанскими производителями». При этом, со слов Перуашева, неясно, предлагает ли он заменить существующий цифровой налог на НДС, либо обязать иностранцев платить сразу в двойном размере.
По прогнозам Ассоциации альянса технологических компаний KazTech, если государство не вмешается в сложившуюся тенденцию, к 2029 году более 50% казахстанцев будут совершать покупки исключительно на иностранных платформах, что приведет к дальнейшему сокращению доли местных производителей, а потери бюджета могут достигнуть 700 млрд тенге.
Помимо того, чтобы обязать зарубежные маркетплейсы платить НДС, «Ак жол» предлагает ввести обязательную регистрацию иностранных маркетплейсов в налоговых органах; рассмотреть возможность обязательного сотрудничества иностранных платформ с казахстанскими площадками и производителями по примеру Индии; рассмотреть снижение или отмену порога беспошлинной торговли для товаров, реализуемых через иностранные торговые сети; разработать меры государственной поддержки для отечественной электронной коммерции, включая интеграцию с международными платежными системами, содействие в организации сервисов и логистики.
С 2022 года цифровые компании, не имеющие постоянного представительства в Казахстане, платят «цифровой налог» или «налог на «Google». Его платят иностранные компании при реализации товаров, услуг через электронные сервисы и интернет-сайты. На конец прошлого года было зарегистрировано 98 иностранных компаний, среди которых Alibaba, Aliexpress, Apple, Google, Huawei, Netflix, Pinduoduo, Temu и другие.
Цифровой налог исчисляется при продаже товаров и услуг физлицам онлайн, если местом жительства и сетевым адресом покупателя является Казахстан, банковский счет должен быть открыт в стране.