
В середине февраля глава демпартии «Ак жол» Азат Перуашев рассказал о том, что казахстанские банки стали отказывать в финансировании отечественным машиностроительным предприятиям, которые экспортируют свою продукцию в Россию, из-за риска вторичных санкций. «Курсив» направил запросы в банки, чтобы выяснить их позицию по этому поводу.
В Halyk Bank заявили, что они одобряют кредиты компаниям, которые экспортируют свою продукцию в РФ, если они соблюдают международные экономические санкции (далее МЭС) и на их продукцию не наложены ограничения.
«Процесс одобрения заявок на кредиты немного удлинился в связи с необходимостью проведения анализа проекта на соответствие МЭС, чтобы исключить риски попадания под вторичные санкции», – заявили в банке.
В Банке ЦентрКредит заявили, что система финансового мониторинга включает в себя выявление рисков, связанных с нарушением международных санкций. И эти операции не влияют на скорость обслуживания клиентов.
«Система финансового мониторинга функционирует в банке в штатном режиме и не оказывает значительного влияния на оперативность обслуживания клиентов», – отметили в БЦК.
В ForteBank сообщили, что при заключении договоров с клиентами проводят полную проверку как резидентов, так и нерезидентов. При этом меры проверки могут быть как усилены, так и упрощены в зависимости от случая.
«Банк придерживается санкционной политики и прилагает необходимые усилия к тому, чтобы его деятельность и операции не влекли нарушение санкций», – заявили в ForteBank.
В Евразийском банке и Jusan Bank ответы не предоставили.
По словам Перуашева, банки опасаются, что продукция казахстанских заводов попадет в подсанкционные списки США и ЕС. Это, в свою очередь, повлечет за собой риск вторичных санкций в отношении самих банков. Поэтому они просят от заводов гарантийные письма об отказе от экспорта в Россию. В противном случае предприятиям отказывают в проведении платежей и выдаче кредитов. Об этом он рассказал в своем депутатском запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова и главы Нацбанка Тимура Сулейменова. Однако пока ответ от них не поступил.