Дисконт на сырье для АЭС Казахстана ограничат 15% для борьбы с уходом от налогов

Правительство разработало новые правила ценообразования при закупках гексафторида урана и обогащенного уранового продукта. Оба они используются в качестве сырья при производстве топлива для атомных электростанций (тепловыделяющих сборок). Для борьбы с трансфертным ценообразованием (совершение сделок внутри одной группы по нерыночным ценам для ухода от налогов) дисконт при импорте ограничат 15%.
Гексафторид урана получается в результате конверсии закиси-оксии урана. Последняя выпускается казахстанскими урановыми предприятиями, однако мощностей по ее конверсии и обогащению в республике нет. Бывший министр энергетики Алмасадам Саткалиев в 2023 году говорил, что «Казатомпром» только готовится внедрять на своем производстве соответствующие технологии. В результате отечественные компании вынуждены закупать сырье за рубежом.
В проекте постановления правительства отмечается, что при отклонении цен сделки от стоимости гексафторида урана и обогащенного уранового продукта, установленных по правилам, производится корректировка объектов налогообложения в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании.
При этом закупка сырья для международного проекта с участием Ульбинского металлургического завода и китайской CGNPC Uranium Resources, а также сделки с участием Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) автоматически считаются рыночными, вне зависимости от соответствия правительственной формуле.
В качестве конечного потребителя рассматриваются завод-изготовитель ядерного топлива или компания, эксплуатирующая АЭС и приобретающая гексафторид урана и/или обогащенный урановый продукт для обеспечения потребностей одной или нескольких собственных АЭС.
В документе отмечается, что обогащенный урановый продукт имеет массовую долю изотопа U-235 в уране до 5%. Цены сделок определяются в долларах США за 1 кг урана. Для этого закись-окись урана, продаваемая на рынках в фунтах, переводится в кг. Традиционно «Казатомпром» считает 1 кг уранового концентрата (ЗОУ) как 2,5998 фунта.
Казахстанский конечный потребитель сможет заключать контракты на покупку гексафторида урана и обогащенного уранового продукта с учетом стоимости услуг конверсии и обогащения. Для этого он будет проводить тендер среди потенциальных поставщиков топлива. При этом цены на топливо в контракте подлежат пересмотру раз в пять лет с момента первой поставки.
В формулах также учитываются так называемые хвосты, которые образуются в результате переработки уранового концентрата. Содержание урана в хвостах составляет 0,1-0,3%. В случае, если контрактом предусмотрен дисконт, то расчет цены сделки производится без учета маржи трейдера, торгового брокера или агента.
Правилами определения цены на ядерное топливо предусмотрены исключения, когда стоимость сделок признается рыночной. В частности, в них включают поставки топлива для усть-каменогорского ТОО «Ульба-ТВС», где 51% принадлежит «Ульбинскому металлургическому заводу» — «дочке» «Казатомпрома», а 49% – китайской CGNPC-URC — «дочке» CGNPC. Это СП занимается производством тепловыделяющих сборок (ТВС) для китайских АЭС. Этот казахстанско-китайский проект ведется в рамках соглашения между «Казатомпромом» («дочка» «Самрук-Казыны»), АО «Ульбинский металлургический завод» («дочка» «Казатомпрома»), CGNPC Uranium Resources Co. Ltd и «Ульба-ТВС».
Кроме того, рыночными считаются сделки по купле-продаже обогащенного уранового продукта с независимой международной организацией в системе ООН – Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). По всем остальным сделкам цены по результатам тендера, проведенного конечным потребителем, должны быть не ниже рассчитанных по формуле ценообразования, указанной в правилах.
По мнению министра энергетики Ерлана Аккенженова, подготовившего пояснительную записку к проекту постановления правительства, принятие документа позволит улучшить существующие механизмы ценообразования на гексафторид урана и обогащенный урановый продукт. По его словам, реализация проекта не потребует выделения денег из госбюджета, а также не повлечет отрицательных социально-экономических и/или правовых последствий.
Председатель правления «Казатомпрома» Меиржан Юсупов ранее сообщал, что нацкомпания продолжает переговоры с зарубежными партнерами по возможности запуска конверсии и обогащения урана на территории Казахстана. Он оценивал стоимость организации конверсии в $1-1,12 млрд, а запуск обогащения в несколько миллиардов долларов. При этом глава компании отмечал наличие на конец 2023 года избыточных конверсионных мощностей в 17%. Международные игроки видят риски в предоставлении Казахстану технологий обогащения урана, поскольку он может быть относительно безболезненно доведен с доли изотопа U-235 в уране в 4,95% для АЭС до чуть более 90% с организацией выпуска оружейного плутония, который используется в ядерном оружии.
С распадом СССР Казахстан, где размещался союзный ядерный полигон, принял решение расстаться с четвертым в мире ядерным потенциалом. В интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну в вышедшем в 2021 году фильме «Казах: история золотого человека» первый президент РК Нурсултан Назарбаев рассказал, что палестинский лидер Ясир Арафат от имени главы Ливии Муаммара Каддафи обещал Казахстану $20 млрд, чтобы республика оставила у себя советское ядерное оружие и отказалась передавать его в Россию. В 1992 году на имя Назарбаева от Каддафи поступило письмо, в котором тот обещал «выделить многомиллиардную помощь» на сохранение ядерного арсенала, однако первый президент отказался принять ее.
Что даст обогащение урана и где построят АЭС
Организация конверсии и обогащения урана позволить добиться полного ядерного цикла внутри страны, обеспечив безопасность выпуска всего ядерного топлива. С планами по запуску не менее трех АЭС в Казахстане необходимость в освоении этих процессов возрастает. Республика является крупнейшим производителем урана в мире и обладает 15% запасов урана — второе место после Австралии. Казахстан предложил Турции получить контракт на добычу урана в РК и обеспечить турецкие ядерные реакторы казахстанским топливом, сообщил ранее генеральный директор конструкторского бюро химического машиностроения Бауржан Дуйсебаев.
Первую АЭС в Казахстане мощностью 2,4 ГВт планируется построить в поселке Улькен на берегу озера Балхаш в Жамбылском районе Алматинской области. В качестве потенциальных поставщиков технологий Казахстан рассматривает четыре компании: CNNC (КНР, реактор HPR-1000), «Росатом» (РФ, реакторы ВВЭР-1200, ВВЭР-1000), KHNP (Южная Корея, реактор APR-1400), EDF (Франция, реактор EPR1200). Первоначально решение по выбору партнера предполагалось сделать еще до конца 2022 года, затем до конца первого квартала 2023 года, но в итоге оно было обусловлено поддержкой большинством казахстанцев строительства АЭС на республиканском референдуме.
По данным Центральной избирательной комиссии, 71,12% казахстанцев на прошедшем 6 октября 2024 года референдуме одобрили строительство АЭС в республике. По последней информации Минэнерго, окончательное решение по выбору поставщика может быть принято в конце первого полугодия. При этом президент Касым-Жомарт Токаев заявлял о том, что строительством АЭС может заняться консорциум. В конце января министр энергетики Алмасадам Саткалиев (позднее он был назначен председателем созданного агентства по атомной энергии) отметил, что в ядерный кластер Казахстана должны войти не менее трех АЭС.