Австралийский хоррор «Верни ее» размышляет, как жить после смерти

Опубликовано 3 августа 2025 10:05

Матвей Шаев

Матвей Шаев

Кадр из фильма. Фото: Deadline

В казахстанский прокат вышла картина «Верни ее», мистический хоррор от студии A24. В режиссерских креслах — братья-близнецы Дэнни и Майкл Филиппу. В 2022 году они уверенно дебютировали с фильмом ужасов «Два, три, демон, приди!» о подростках, которые ищут общения с духами на спиритических сеансах. Второй заход на территорию жанра оказался таким же удачным — критики и зрители хвалят кино и предрекают братьям успешную карьеру. О том, как тема смерти по-прежнему не отпускает режиссеров, — в рецензии «Курсива». 

После скоропостижной смерти отца Энди (Билли Бэррэтт) и Пайпер (Сора Вон), сводные брат и сестра, остаются сиротами. Новая приемная мать Лора (Салли Хокинс) гораздо охотнее принимает девочку, ссылаясь на то, что у Энди в прошлом были трудности с поведением. В ее доме, очерченном белым кругом, также живут кот Мусорщик и племянник, диковатый мальчик Оливер (Джона Рен Филлипс), которого Лора периодически запирает в комнате. Для Энди это временное пристанище — через несколько месяцев он станет совершеннолетним и возьмет опеку над слабовидящей Пайпер. Но вскоре приемная мать начинает усиленно газлайтить его и настраивать против него сестру. 

Переквалифицировавшиеся из популярных ютуберов в полноценных фильммейкеров австралийцы Дэнни и Майкл Филиппу произвели фурор в 2022 году, сняв энергичный по форме и меланхоличный по содержанию хоррор «Два, три, демон, приди!». Молодых талантов схантила культовая инди-компания A24 и за солидный чек приобрела права на дистрибуцию после громкой премьеры на кинофестивале «Сандэнс». В результате фильм с бюджетом в 4.5 миллиона долларов заработал в мировом прокате более 90 миллионов.

Кадр из фильма. Источник: Los Angeles Times. 

В портфолио A24 «Два, три, демон, приди!» вписался идеально. В меру меметичный (запоминающаяся керамическая рука, с помощью которой герои вызывали умерших, начала продаваться в качестве мерча на сайте студии), он стал идеальным образчиком новой волны хорроров с приставкой «пост» — скримеры уступили место метафорам о травмах, смерти и внутренних страхах. Поэтому неудивительно, что вскоре компания анонсировала новый проект братьев. Ресурсов при этом стало больше: так, в «Верни ее» сыграла актриса Салли Хокинс, номинированная на «Оскар» за «Форму воды», и именно на ней во многом держится фильм. 

В испытании вторым фильмом Филиппу решили пойти безопасным путем и сделали более солидную, взрослую версию своего дебюта. Перед нами снова история о потере близкого человека, рассказанная с противоположной точки зрения. Если в «Два, три, демон, приди!» молодая девушка не могла смириться со смертью матери, то здесь героиня пытается вернуть из мертвых утонувшую дочь. Горе заводит ее туда, откуда уже не выбраться, и с помощью видеозаписи некоего ритуала она начинает разрушать жизни трех детей под крышей ее дома. Кстати, в оригинале на записи люди говорят на русском языке; почему именно так — загадка, как и многое другое в сюжете, намеренно оставленное авторами в секрете. 

Режиссерам одинаково удаются как психологические, так и чисто плотские аспекты ужаса. Демонический селфхарм — это, конечно, страшно (на кровь братья не скупились еще в свою эпоху интернет-деятельности, и в «Верни ее» крупные планы смакуют тошнотворный процесс пожирания несъедобных предметов — от кухонного ножа до деревянного стола), но куда неуютнее становится от изощренных манипуляций приемной матери и всепоглощающего чувства одиночества и тоски персонажей. 

Братья Филиппу (крайние слева) на съемках фильма. Источник: IMDb.

В целом стандартный набор приемов и элементов для фильмов ужасов — странные дети, загадочные проклятые кассеты и волки в овечьей шкуре — используется умело и разнообразно. Отдельной причиной страха становится ванная комната, которая выглядит как уважительная отсылка к «Сиянию» и тамошнему номеру 237. 

Другими наиболее вероятными источниками вдохновения для братьев стали «А теперь не смотри», леденящая душу классическая картина Николаса Роуга о супругах, которые переживают утрату утонувшей дочери в Венеции, и «Ближайший родственник» — не слишком известный за пределами Австралии хоррор 1980-х годов, поклонниками которого являются Дэнни и Майкл. Все три фильма объединены образом воды и дождя как предвестия катастрофы: мрачный финальный аккорд «Верни ее» прозвучит в бассейне. 

Зумерский задор «Два, три, демон, приди!» сменился более тяжелой, надрывной интонацией. Пожалуй, это не всегда идет картине на пользу, хотя она частично выросла из реальной личной трагедии — во время написания сценария двоюродная сестра режиссеров потеряла ребенка. Тем не менее актерский квартет выглядит убедительно от начала и до конца. 

Причем на одинаково высоком уровне сыграли как профессионалка Хокинс, в которой сочетаются уязвимость и садистская эгоистичность, так и дебютантка Сора Вон — мать девочки просто увидела объявление о кастинге на Facebook. Именно частичная слепота ее героини становится (пусть и прямолинейной) иллюстрацией игнорирования зла — в том числе в нас самих. Братья Филиппу не слишком милосердны к зрителям, финалы обоих фильмов никак не назовешь оптимистичными, но вот надежда на новых звезд жанра после этого появляется совершенно точно. 

Читайте также