
Сооснователь движения «Спасем Каспийское море» Вадим Ни подал в суд на министерство энергетики, требуя раскрыть условия соглашений по разработке крупнейших месторождений Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. Об этом Ни сообщил «Курсиву». По его словам, дело уже дошло до Верховного суда. Экологи представят на этой неделе на рассмотрение президента Касым-Жомарта Токаева 10 шагов по спасению Каспийского моря.
«С точки зрения прозрачности деятельности компании по трем месторождениям (Кашаган, Тенгиз, Карачаганак. – «Курсив») должны работать по общим основаниям и открытости соглашений. Они в свое время были закрыты… Мы судимся. Лично я подал, юрист, который является моим представителем, параллельно будет участвовать в заседании кассационной инстанции Верховного суда. В отношении министерства энергетики – мы запросили раскрыть экологические условия (по Кашагану, Тенгизу и Карачаганаку. – «Курсив»). Оно отказалось, теперь мы прошли первую инстанцию, нам отказали в принятии иска, апелляционную инстанцию, теперь вот кассационную инстанцию», – сказал он «Курсиву».
По его словам, экологи также намерены обратиться по данным вопросам в международные суды.
«Пройдем все национальные инстанции и дальше уже пойдем в международные. Мы готовимся уже активно», – сказал он.
Эколог сообщил, что движением разработаны так называемые 10 шагов по спасению Каспия. Этот документ через несколько дней опубликуют на сайте движения. В конце недели его хотят представить на рассмотрение президента и премьер-министра.
«Я бы сказал, в первую очередь режим открытости и мониторинга загрязнения Каспийского моря, режим прозрачности хозяйственной деятельности, осуществляемой на Каспии», – рассказал Ни о ключевых идеях 10 шагов.
По его словам, для мониторинга можно использовать спутниковые данные, информацию, собранную с помощью дронов, а также с автоматизированных систем мониторинга данных. В частности, он предлагает выводить эти данные в открытый доступ. Ни также уточнил, что реализация 10 шагов потребует финансирования, однако затруднился назвать требуемую сумму.
«Мы не оцениваем в деньгах, потому что в первую очередь нужно президенту и правительству принять к рассмотрению. Дальше уже идет расчет мер. Некоторые и многие из них не требуют на самом деле значительных затрат. Например, работа по конвенциям – надо прекратить изображать бурную деятельность, а работать фокусно по тем вопросам, которые требуют решения», – сказал он.
При этом некоторые из предлагаемых мер необходимо решать за счет средств, которые должны выделять операторы месторождений.
«Поэтому это не затраты бюджета. Они все равно тратят их, просто мы не знаем, как они их тратят… То, что касается нашей деятельности, – они выпускают дорогую имиджевую продукцию. Я знаю, что многие фрилансеры могли себе позволить просто на одну нефтяную компанию и трудно назвать фрилансеров фрилансерами, которые могут вполне жить за счет оплаты от одного клиента», – сказал Ни.
Кроме того, по его словам, есть мероприятия, которые нефтегазовые компании финансируют, потому что они нужны местным властям регионов, но нет учета интересов региона.
«Может быть, эти мероприятия возможно было покрывать за счет бюджета? Тоже самое касается национального уровня. Дальше уже вопрос, насколько справедливы эти платежи по соглашению. Скажем, по вопросу Кашагана вопрос поднимается не только нами, но и на международном уровне, что те платежи, которые делаются, они на порядок меньше, чем по двум другим компаниям, работающим по Карачаганаку и Тенгизу, относительно объемов продукции», – сказал он.
Ни считает, что есть вопросы и по схеме, по которой вносятся эти платежи.
«Как бы они говорят: мы сегодня возвращаем свои инвестиции. Но вы их завысили, а теперь мы начнем нормальные платежи в бюджет, когда море будет убито, а нефть уже никому не будет нужна. Вот в чем дело. Такая немножко лицемерная позиция. Да, мы делаем свое дело. Да, есть потребитель на Западе, который потребляет сегодня нефть, но завтра он откажется, а все проблемы останутся у нас. Поэтому давайте проблемы решать сейчас», – сказал он.
Департамент экологии Атырауской области готовится обжаловать решение судебной коллегии по административным делам суда Астаны по иску NCOC (оператор Кашагана – крупнейшего нефтегазового месторождения на казахстанском шельфе Каспийского моря), сообщило «Курсиву» министерство экологии природных ресурсов. Ранее сообщалось, что NCOC выиграл дело в судебной коллегии Астаны по экологическому штрафу на 2,3 трлн тенге.