Айгуль Байбек ответила на заявления своего бухгалтера, осужденного за хищения

Учредитель студии «Aray Media Group» Айгуль Байбек опровергла заявления родствеников бывшего главного бухгалтера компании Ризагуль Махметовой, приговоренной к 7 годам лишения свободы за хищение 281 млн тенге. В письме в редакцию «Курсива» она назвала попытки представить осужденную «жертвой семьи Байбек» частью проплаченной пиар-кампании.
«Общественность должна знать правду»
В письме Байбек отметила, что 25 августа родственники осужденной распространили искаженные сведения о деле «на проплаченной пресс-конференции».
«Считаю, что общественность должна знать правду и сделать свои объективные выводы», — подчеркнула она.
Как создавалась студия
Айгуль Байбек рассказала, что является кандидатом искусствоведения, профессором и автором более 50 научных работ.
В 2014 году она при поддержке отца основала в Астане студию «Aray Media Group». За десять лет компания стала партнером международных киностудий Disney и Sony в дубляже фильмов на казахский язык, выпустила десятки проектов, включая фильм-мюзикл «Дос-Мукасан».
«Студия, работая прозрачно и по самым высоким международным стандартам, выплатила в бюджет свыше 400 млн тенге налогов», — отметила она.
Личные вложения
Учредитель компании подчеркнула, что в кризисные годы поддерживала студию за счет собственных средств.
«20 августа 2021 года я продала трехкомнатную квартиру в Алматы за 50 млн тенге, а 9 августа 2024 года — коммерческое помещение в Астане, которое незадолго до этого безвозмездно передал мне отец», — рассказала Байбек.
Всего, по ее словам, она вложила более 200 млн тенге — эти деньги пошли на зарплаты, налоги и обязательные платежи.
«В то время, как я жертвовала собственным благополучием ради сохранения студии и рабочих мест, главный бухгалтер, как показало следствие и установил суд, занималась особо крупными хищениями», — заявила она.
Схема хищений
Байбек напомнила, что Махметова работала в студии с 2019 года, а с июля 2021-го занимала должность главного бухгалтера. Она имела полный доступ к банковским счетам, электронной подписи и системе 1С, а также несла материальную ответственность.
По материалам дела, ущерб составил 281,3 млн тенге, из них:
- 196,2 млн тенге переведены на счета Махметовой и ее бывшего мужа;
- 79,5 млн тенге начислены в виде завышенной зарплаты при официальном окладе 280 тыс. тенге;
- 85 млн тенге обналичены через ИП, зарегистрированное на подругу осужденной.
Кроме того, экспертизы в суде подтвердили подделку банковских выписок, подписей, уничтожение документов и попытку вывоза бумаг из офиса. По словам Байбек, в схему были вовлечены и родственники бухгалтера: брат, племянник и тети.
«Это была не ошибка в бухгалтерии, а цинично выстроенная и продуманная схема мошенничества и хищения», — подчеркнула она.
«Жизнь на широкую ногу»
Суд установил, что за время работы в студии Махметова приобрела квартиру в Астане, автомобили Volkswagen Tiguan и Hyundai Tucson, оплатила зарубежные поездки почти на 10 млн тенге.
Также по материалам дела, в декабре 2023 года осужденная перевела на свой счет 2,7 млн тенге, из которых 1,5 млн потратила на украшения в бутике «Московского ювелирного завода», получив статус «платинового клиента».
«В целом, следствием установлено, что осужденная Махметова наладила «жизнь на широкую ногу» для себя и своих близких», — считает Байбек.
Другие факты хищений
Байбек также рассказала, что бывший директор студии Алмас Алимжанов (2017–2021 годы) тоже был уличен в хищениях: он признал вину, вернул 90 млн тенге и заключил процессуальное соглашение. Уголовное дело в его отношении прекратили за примирением сторон.
«В отличие от бывшего директора компании, осужденная Махметова не раскаивается и не считает нужным вернуть украденные средства. Более того, изучив предыдущий опыт, она создала более изощренную схему хищения в особо крупном размере», — считает учредитель.
Манипуляции именем брата
Отдельно Байбек подчеркнула, что ее брат, бывший политик Бауыржан Байбек, не имеет отношения к делу.
«Особое возмущение вызывает то, что осужденная и ее окружение пытаются использовать имя моего брата, чтобы выставить семью «влиятельной», — заявила она.
По ее словам, Бауыржан Байбек покинул политику еще 2 февраля 2022 года, когда сложил полномочия первого заместителя председателя партии «Нур-Отан». С тех пор он работает за рубежом: более двух лет в ОАЭ, последние полтора года — в Японии. Сейчас он советник в компании, одним из учредителей которой является его отец — Кыдыргали Байбек.
«С марта 2022 года он является советником компании Qazaq Kaolin, инвестирующей в обрабатывающую промышленность в Акмолинской области по немецкой технологии. Таким образом, мой брат полностью отошел от политики за 3,5 года до суда», — подчеркнула она.
«Каждый месяц ее заключения стоит 3,5 млн тенге»
По мнению учредителя студии, приговор Махметовой оказался «слишком мягким».
«Осужденная Махметова — не жертва, а циничный организатор крупных системных хищений. Судебное следствие велось строго по закону и завершилось, на мой взгляд, мягким приговором», — заявила Байбек.
Она сообщила, что 10 августа подала апелляцию, поскольку подсудимая не проявила раскаяния и не возместила ущерб.
«Если условно разделить похищенные 281 млн. тенге на 7 лет наказания, каждый месяц ее заключения «стоит» почти 3,5 млн. тенге», — отметила она.
Байбек добавила, что подсудимая рассчитывает на амнистию и досрочное освобождение.
Ранее «Курсив» писал, что адвокат Махметовой заявляли, что она лишь исполняла указания учредителя и директора компании, а переводы средств шли на оплату подрядчиков. Они также намерены добиваться пересмотра приговора в апелляции.