Новости

Ведущий международный ученый о будущем ИИ в Казахстане

Главный технологический форум региона Digital Bridge 2025, проходящий в эти дни в Астане, стал эпицентром обсуждения будущего искусственного интеллекта. Среди ключевых мировых экспертов, собравшихся в столице, особое место занимает профессор Атакан Варол, один из хедлайнеров форума. Его взгляд особенно ценен, ведь он – признанный международный ученый, который несколько лет назад приехал в Казахстан, чтобы строить здесь науку будущего и сегодня возглавляет Институт интеллектуальных систем и искусственного интеллекта (ISSAI). В кулуарах форума мы поговорили с ним о том, как инициативы, озвученные президентом Касым-Жомартом Токаевым на недавнем Совете по ИИ, уже сегодня формируют будущее казахстанской науки и технологий.

– Профессор Варол, Вы являетесь одним из пионеров в области исследований ИИ в Казахстане. На недавнем Совете президент Касым-Жомарт Токаев объявил развитие искусственного интеллекта общенациональной задачей. С Вашей точки зрения, как ученого, какой импульс это решение придаст научному сообществу страны?

Решение президента Токаева объявить развитие ИИ национальным приоритетом – это судьбоносный, преобразующий момент для научного сообщества Казахстана. И, что самое важное – это не просто слова, а заявление, подкрепленное конкретными, стратегическими действиями, которые придают нашей работе беспрецедентный импульс.

Решение о создании специализированного исследовательского университета в области ИИ, а также нового Международного центра Alem.ai, закладывает мощный институциональный фундамент. Вкупе с планами по расширению суперкомпьютерных мощностей в Казахстане это обеспечит научное AI-сообщество критически важной инфраструктурой для проведения передовых исследований и разработки национального стека генеративного ИИ. Мы вступаем в эпоху невероятного оптимизма и больших ожиданий.

– Глава государства анонсировал создание нового исследовательского университета в области ИИ. Как директор-основатель ISSAI Вы уже создали успешный прецедент. Какой Вы видите роль этого нового университета в национальной экосистеме? Будет ли это конкуренция или синергия для существующих центров, таких как ваш?

Учреждение нового исследовательского AI-университета – это блестящий шаг, который полностью соответствует мировому тренду на создание узкоспециализированных исследовательских центров. Мы видели успешные примеры, такие как Университет искусственного интеллекта имени Мохамеда бин Заида в ОАЭ и KENTECH в Южной Корее. Для Казахстана крайне важно также новаторски использовать эту модель, чтобы обеспечить быстрый прогресс в такой приоритетной области, как ИИ.

Я рассматриваю роль нового университета как мощный двигатель, который создаст и синергию, и здоровую конкуренцию. В первую очередь он станет источником синергии, формируя тот кадровый резерв мирового класса и центр для коллабораций, который необходим для процветания таких институтов, как ISSAI. В то же время его появление подстегнет здоровую конкуренцию, заставляя существующие университеты и институты постоянно внедрять инновации и поднимать свои исследования на новый уровень. Именно такая динамика имеет решающее значение, ускоряя наш путь к становлению ведущей, передовой AI-державой.

– Президент Токаев уделил особое внимание подготовке нового поколения инженеров и исследователей. С какими главными вызовами – кадровыми, инфраструктурными, культурными – сталкивается Казахстан при формировании собственной научной школы в области ИИ, и как объявленные президентом меры помогут их преодолеть?

Фокус президента Токаева на подготовке нового поколения исследователей имеет решающее значение, поскольку мы сталкиваемся с серьезными вызовами при построении национальной школы ИИ.

Основной вызов – это кадровый голод. Чтобы готовить исследователей и новаторов, новый AI-университет и существующие исследовательские вузы должны сделать приоритетом послевузовское образование, особенно докторские программы. Им необходимо внедрить образовательную модель, которая позволит выпускать первоклассных докторов PhD в среднем за три года, с результатами, подтвержденными портфолио из высокорейтинговых публикаций и реальных проектов. Такой ускоренный подход необходим для быстрого наращивания критической массы ведущих исследователей, способных возглавить национальные AI-проекты. В дополнение к этому широкие инициативы, такие как программа AI-Sana, жизненно важны для повышения квалификации широких слоев населения, вооружая сотни тысяч граждан ключевыми навыками в области ИИ и формируя цифровую грамотность нации с самых основ.

Чтобы раскрыть потенциал этих талантов, необходима инфраструктура в виде суперкомпьютеров. Стратегически верным решением было бы предоставить широкий доступ к этим национальным ресурсам при условии, что созданные на их основе модели будут иметь открытый исходный код. Это позиционировало бы Казахстан как глобальный хаб для open-source AI и внедрило бы эффективную философию «обучить один раз – использовать многократно», что многократно усилит эффект от национальных инвестиций.

И в основе всего этого должна лежать новая культура инноваций. Наш фокус должен сместиться с исследований ради публикаций на исследования, посвященные решению реальных проблем Казахстана. При таком подходе, ориентированном на миссию, высококачественные публикации и подготовка нового поколения исследователей становятся естественными и ценными побочными продуктами научной работы.

– Ваша работа в ISSAI находится на стыке фундаментальных исследований и прикладных решений. Президент призвал активно внедрять инновации в экономику. Как, по-вашему, можно ускорить трансфер технологий из университетских лабораторий в реальный сектор Казахстана?

Это серьезнейший вызов, и мы должны найти решения, адаптированные к уникальному контексту Казахстана, где бизнес может быть не склонен к риску, а частные расходы на НИОКР все еще развиваются. Опираясь на стратегическое видение президента, я вижу два эффективных механизма.

1. Снижение рисков и создание прототипов при поддержке государства. Ключевая проблема в том, что исследования по своей природе рискованны. Чтобы противодействовать этому, нам нужны сильные «инновационные посредники». Именно такая роль отведена центрам, подобным Alem.ai, который президент назвал «фабрикой идей и инноваций». Эти центры должны брать многообещающие исследования из университетских лабораторий и доводить их до стадии надежных прототипов. Государство через свои национальные компании может затем выступить первым клиентом, чтобы снять первоначальные риски с этих инноваций для всего рынка. Проект виртуального члена совета директоров в «Самрук-Қазына» – хороший пример, когда квазигосударственная компания успешно пилотирует новую технологию, это посылает мощный сигнал частному сектору о том, что инновация жизнеспособна и ценна.

2. Совместное создание, ориентированное на спрос. Мы должны перейти от модели «выталкивания технологии», когда ученые надеются, что их изобретения найдут применение, к модели «притяжения спроса». Новое Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития может выступить ключевым связующим звеном, создавая платформы, где ведущие предприятия и госорганы могут напрямую обращаться к научному сообществу со своими самыми насущными проблемами. Финансируя исследования, которые совместно создаются для решения конкретной, заранее определенной задачи, мы гарантируем, что у решения с первого дня будет партнер, заинтересованный во внедрении.

– Каким Вы видите будущее казахстанской научной школы ИИ через 5-10 лет, учитывая столь мощную государственную поддержку, инициированную президентом?

Учитывая стратегическую дальновидность президента и комплексную национальную стратегию, я глубоко оптимистичен. Величайший актив Казахстана – это молодое и адаптивное население. Более того, его уникальная роль надежного геополитического моста является еще одним огромным преимуществом. В поляризованном мире это позволяет Казахстану синтезировать лучшие мировые практики и развивать международное сотрудничество, создавая инновационную и инклюзивную AI-экосистему.

Хотя покупка готовых AI-решений может показаться быстрым путем, мы должны создавать ИИ для Казахстана внутри Казахстана и уже затем выводить его на международные рынки. Путь Казахстана к мировому признанию лежит через стратегическую фокусировку. Вместо того чтобы конкурировать на всех фронтах, мы должны достичь превосходства в конкретных нишах, где у Казахстана есть врожденные сильные стороны и насущные потребности. Поэтому через 5-10 лет я вижу Казахстан крупным игроком в области прикладного ИИ для секторов govtech, fintech, образования, медицины и горнодобывающей промышленности.