
В Астане от дома 2004 года постройки отвалился большой кусок облицовки. Он упал прямо на фельдшера скорой помощи и позже она скончалась в больнице. После трагедии журналисты спросили председателя комитета по делам строительства и ЖКХ Минпромышленности Бакытжана Жунисбекова, кто должен отвечать за старые дома и почему такие случаи повторяются.
Кто должен ответить
Чиновник ответил, что по закону за безопасность дома старше пяти лет полностью отвечают сами собственники квартир и их объединение (ОСИ). Именно они должны регулярно проверять фасад, крышу и другие конструкции, проводить техническое обследование и вовремя делать капитальный ремонт.
«Объединение собственников имущества должно обязательно содержать общее имущество. В данном случае это ограждающие материалы фасадной конструкции в том виде, который обеспечивает безопасность их эксплуатации», – заявил он.
Сами виноваты
Жунисбеков подчеркнул, что жильцы сами решают, когда собирать деньги и делать ремонт. Если они этого не делают, это их ответственность. Жилищная инспекция может только штрафовать, но не может заставить людей платить.
Он добавил, что в новом Строительном кодексе (который сейчас в мажилисе) увеличили гарантийный срок с 2 до минимум 5 лет и ввели работу обязательных государственных инспекторов при сдаче новостроек. Но на дома, построенные 20 лет назад, эти правила не распространяются.
«На стадии ввода в эксплуатацию именно в Градостроительном кодексе предусматривается обязательное наличие госинспекторов и также в строительном кодексе предусматривается увеличение гарантийных сроков, в том числе, кстати, отдельно по несущим ограждающим конструкциям», – добавил он.
Получается, что, если в старом доме отвалился кусок стены и кого-то убило, то жильцы не следили за своим домом. По мнению министерства, вины застройщика или акимата нет.
ЧП произошло по адресу: проспект Тәуелсіздік, 24б. С фасада жилого дома обрушилась наружная кирпичная облицовка и кондиционерная установка. По данным МЧС, площадь разрушений составила около 150 квадратных метров, обломки упали у входа в магазин на первом этаже здания.