
Усилить полномочия акимов сел поручил Касым-Жомарт Токаев. Об этом глава государства заявил, выступая на диалог-платформе сельских акимов. Президент подчеркнул, что почти 60% действующих представителей местной сельской власти впервые были избраны на эту должность, что отражает значительное обновление состава местного самоуправления. Однако «победа на выборах – это только начало большой работы, – резюмировал Касым-Жомарт Токаев, – важно, чтобы те, кто возглавляет села были компетентными специалистами».
Эти и другие задачи, стоящие перед казахстанской системой выборности, обсудили в интервью с политологом Эдуардом Полетаевым.
— Президент заявил о том, что положение дел на селе – вопрос стратегической важности для Казахстана. По Вашему мнению, насколько эффективен формат прямого диалога между главой государства и сельскими акимами для решения насущных проблем на местах?
Надо признать, что такой форум, диалоговая платформа, важен как минимум потому, что сельских акимов у нас достаточно много. Одно дело – собрать на мероприятиях высокого уровня акимов городов республиканского значения и областей, это 20 человек, они часто встречаются и общаются с Президентом. А для акимов сел, понятное дело, нужна более масштабная площадка. Ну и в целом нужно признать: ничто не может заменить прямой и открытый разговор главы государства с сельскими акимами. Такой диалог, без излишнего формализма, – эффективный способ донесения информации. Прямое общение позволяет четко обозначить позицию Президента и государства. Кроме того, крайне важно объяснять простым, понятным языком суть принимаемых решений и предстоящих политических реформ. Это укрепляет доверие и помогает выстроить конструктивный диалог между властью и обществом.
Формат такого прямого обращения к широкой аудитории, когда Президент открыто говорит о волнующих проблемах, перспективах и о том, что нас объединяет, действительно важен. Тем более что эта диалоговая платформа одновременно выполняет несколько функций. Во-первых, она позволяет подвести определенные итоги реформ. Касым-Жомарт Токаев, в частности, отметил, что по всей стране было избрано 2334 акима сельских округов. При этом часть из них – граждане, ранее не работавшие в системе государственной службы. Также были выбраны 52 акима районов. Во-вторых, немаловажно, что фактически уже открыт новый политический цикл. Впереди – референдум и конституционная реформа. Уже сейчас страна постепенно начинает готовиться к выборам в однопалатный Парламент, о чем говорил Президент. У нас, как известно, существует рабочая группа по парламентской реформе, и она, кстати, соберется 2 декабря. В ее составе – представители политических партий, гражданского общества, общественные деятели. Они направили предложения самого разного характера по направлениям парламентской реформы.
— Как Вы оцениваете процесс активизации политической жизни в Казахстане?
— Он очевиден. Показательно и то, что информационная политика стала более активной. Такая форма работы, как масштабная сессия, востребована обществом. Это говорит о том, что государство и власть действительно открыты к диалогу. Это особенно необходимо сейчас, потому что мы живем в сложном информационном пространстве, где фейковая информация нередко искажает реальность, запутывает ситуацию и затрудняет понимание сути проводимых реформ. Об этом, кстати, писал Государственный советник Ерлан Карин в своей недавней статье в «Казахстанской правде». Такой открытый формат общения важен не только для политологов или журналистов – он необходим всему казахстанскому обществу. Люди должны видеть и понимать, что глава государства и органы власти действительно стремятся проводить реформы в интересах граждан. Сейчас существует немало вопросов, которые волнуют общество. Это связано с тем, что на обсуждение механизмов реформ и поступающих предложений отведено ограниченное время, что, в свою очередь, создает ощущение неопределенности. В такой ситуации начинают возникать различные, порой неадекватные теории и интерпретации происходящего. Именно поэтому сейчас важно не эскалировать ситуацию, а искать пути к диалогу и взаимопониманию. Основные посылы и идеи должны быть в первую очередь ориентированы на общество. Только тогда подобный формат общения станет действительно результативным.

— Токаев подчеркнул, что выборы в селах придали новый импульс работе политических партий в регионах. По Вашему мнению, каким образом реализация инициативы влияет на доверие населения к власти?
— В значительной степени большая часть избранных акимов – Президент говорил о более чем полутора тысячах человек – это как раз представители шести политических партий. То есть все партии у нас представлены сельскими акимами в разных регионах. Результаты этого процесса признаны положительными – большинство населения доверяет сельским акимам. Реформа по выборам сельских акимов началась несколько лет назад, предложение поступило в Послании главы государства от 1 сентября 2020 года. Именно тогда Президент сказал, что можно проводить прямые выборы акимов, потому что опросы общественного мнения показали повышенный интерес населения к выборам напрямую. И этот шаг нужно было всесторонне рассмотреть и реализовать.
Преимущества, конечно, достаточно серьезные. Я уже говорил, что представители всех политических партий, зарегистрированных в стране, фактически были избраны. А авторитет перед местным населением как раз-таки оценивается через конкретные практические дела акимов, избранных от этих партий. Во-вторых, тогда усилился конкурентный формат между партиями. Понятно, что назначение акимов «сверху» – это фактор, который в определенной степени снижает эффективность государственного управления, особенно на местах. Потому что бюджеты там очень ограничены, а при назначении акимов местные жители часто обвиняли центр даже в самых мелких проблемах: где-то кран не работает, канализация засорилась. Поэтому выборы стали не просто шагом к развитию института местного самоуправления – они также в определенной степени повысили ответственность самих сельских жителей. Потому что люди понимали: они сами выбрали этого руководителя и должны осознавать последствия – положительные в большей степени или отрицательные.
Видите, у нас патернализм все-таки еще преобладает, и в обществе до сих пор доминирует понимание, что только государство должно заниматься формированием комфортной среды для жизни населения, не говоря уже о других его задачах. И поэтому очень важно, чтобы вопросы местного значения решались самим населением. Это, собственно говоря, даже в статье 89 Конституции отмечено: в Казахстане признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением соответствующих вопросов. Ну и, наверное, то, что акимы, пусть и на местном уровне, проводили какие-то дебаты, осваивали элементы политических технологий, – это позитивно для повышения уровня политической культуры в стране.
На сельском уровне отношение населения положительное, и Президент, как я уже говорил, отмечал, что реформы в обществе в целом были поддержаны. Важно отметить, что в свое время кандидаты, например, выдвинутые политическими партиями, получили достаточно много мест в регионах. Партии, чьи программы в значительной степени были ориентированы на жителей села, получили хорошие результаты. Первые выборы, насколько я помню, коснулись более 800 акимов, и это был важный этап развития избирательной системы Казахстана. Это основа для накопления практического опыта в проведении масштабных региональных избирательных кампаний. Кроме того, были и кандидаты-самовыдвиженцы – Касым-Жомарт Токаев упоминал около 700 человек. В целом все это укрепило систему местного самоуправления в определенной степени, и страна развивается в этом направлении эволюционным путем.
— Какие шаги предпринимаются для формирования полноценной системы самоуправления в Казахстане?
— Вопрос о выборности акимов того или иного уровня неоднократно поднимался, пожалуй, на протяжении всего существования Казахстана. После 1991 года, после принятия Конституции 1995 года, этот вопрос с учеными, специалистами и политиками обсуждался, предлагались разные варианты выборов, и это в целом нормально для государства. Потому что тема выборности местного самоуправления будет актуальна, так как реформированию подвергаются политические институты в целях более эффективной работы и институционализации. Совершенствование таких институтов во многих странах происходило в течение столетий. Создать идеальную систему буквально за несколько лет не получится. Она требует определенной «обкатки», потому что это механизм, в первую очередь, реализации круга наиболее близких к населению проблем и удовлетворения его потребностей. При этом на это накладывается необходимость решения государственных задач силами местных органов власти. По сути, если речь идет о самоуправлении или о прямых выборах акимов села, то им передаются отдельные государственные полномочия, и это нужно учитывать.
Если в целом считается, что выборы сельских акимов – это удачная инновация, то по поводу выборности районных акимов Президент поручил взвесить преимущества и недостатки этой системы. Тут еще нужно учитывать факт, что важна действительная способность осуществлять местное самоуправление. То есть мало хотеть быть во власти – надо еще уметь быть во власти. Поэтому процесс развития выборности акимов более высшего уровня, чем акимы села, должен быть комплексным, на мой взгляд, и поэтапным в определенной степени. Вот смотрите: если даже выбирать районных акимов косвенным образом, с помощью маслихатов – это же тоже выборный орган, который населением избирается и выражает в определенной степени волю граждан. Получается, что у нас на селе выборные акимы сочетают в себе функции и исполнительного, и представительного органа, потому что маслихаты начинаются только с районного уровня, согласно Закону «О местном государственном управлении и самоуправлении». Он был принят в январе 2001 года. То есть маслихаты у нас – это район, город и область, а на селе всеми этими делами заведует аким. Поэтому с него и спрос достаточно серьезный. В целом вопросы введения выборности акимов разного уровня – это только шаги к формированию полноценной системы самоуправления в Казахстане. Реформы по этому поводу будут идти дальше, несмотря на то что длятся уже более 20 лет. Все равно нужен комплекс законодательных, организационных и финансовых мер.
Аким села – это представитель и государства, и местного населения. Дальше структура власти осуществляется более институционализировано, например, через маслихаты, которые начинаются с районного уровня. В целом, практикуемая система продолжает находиться в процессе реформ, она еще не изжила себя. Понятное дело, что надо реализовывать концепцию «Слышащего государства», все граждане должны принимать участие в становлении будущего страны. Здесь нужно учитывать многие вещи. Например, некоторые недоброжелатели говорят, что у нас якобы происходит регионализация власти и потеря управления. Но на самом деле, после конституционной реформы 2022 года у нас сохраняется президентская республика. Глава государства в отношении местных органов управления на самом деле сохраняет всю полноту власти. Есть некоторые элементы самостоятельности на уровне сельских акимов, но не более того. Если раньше Президент назначал акимов областей и городов республиканского значения без согласования с маслихатами, то сейчас роль маслихатов возросла. Хотя их голос не всегда слышен в информационном пространстве, тем не менее, еще в 2007 году для назначения акимов требовалось согласие маслихатов в соответствующей административно-территориальной единице. А с 2022 года глава государства предлагает не менее двух кандидатов на данную должность. Децентрализация идет только на местном уровне с целью повышения эффективности управления, а вовсе не для того, чтобы каким-то образом ослабить вертикаль президентской власти. Об этом речи не идет, и этого на самом деле не происходит.
— Насколько эффективно в Казахстане внедряются элементы выборности акимов?
— Элементы выборности в отношении некоторых акимов внедряются очень медленно и аккуратно, потому что важно проверить фундамент дееспособности местного самоуправления – выдержит ли он какое-либо «местное землетрясение» или нет. Практика показывает, что это не так просто, и опыта у акимов не хватает. Президент тоже об этом говорил в своей речи, что партия «Amanat» создала «Школу акимов», что значительно повысило качество управления на местах. Многие же не имели опыта госслужбы, нужно время, чтобы вписаться в эту систему, быть эффективным механизмом в ней. Уровень сельского акима – это не самая простая работа: решать все вопросы на земле, причем не имея достаточного бюджета. Об этом тоже Касым-Жомарт Токаев говорил, что часть налогов нужно оставлять и предоставлять возможности доступа к государственным информационным ресурсам, чтобы быть более компетентным и иметь возможность отвечать на все вопросы населения.
Еще есть проблема: у нас нет четкого разграничения между вопросами государственного и локального уровня. Поэтому очень важно, что собираются четко дифференцировать полномочия акимов. Потому что есть вопросы местного значения, которые касаются жизнедеятельности. Но есть и вопросы общегосударственного, национального значения, которые местные акимы тоже так или иначе решают. У них на это, конечно, нет финансирования и бюджета. Например, когда у нас были паводки – нужно было осуществлять серьезные мероприятия по защите населения. Чрезвычайная ситуация природного характера – это, по сути, вопрос государственного значения. При этом решали его и на местах, в первую очередь люди, которые непосредственно столкнулись с этими паводками. Или, допустим, участие в профилактике терроризма и экстремизма – это тоже вопрос государственного значения, но он на местах тоже так или иначе осуществляется. Поэтому нужно очень четкое разграничение законодательства и функций полномочий. То есть каждый уровень власти должен иметь строго определенную сферу полномочий и, соответственно, ресурсы для решения тех задач, которые перед ними ставятся. Вот почему часто смешиваются вопросы местного и государственного значения, и все это должно быть четко распределено.
В целом реализация национальной модели управления на разных уровнях продолжается. В мире существует многообразие форм такого управления, поэтому при построении эффективной системы нужно учитывать процессы эволюции самого государства, процессы решения старых и возникновения новых вопросов и задач. Понятное дело, что выборы – это важный институт демократизации общества, выражение волеизъявления народа. Выборный аким чувствует большую ответственность перед избирателями, но, как всегда, важна практика в первую очередь. Она показывает, что к этим вопросам нужно относиться более внимательно, чтобы была и подотчетность акима перед населением, и чтобы доверие к власти было достаточно сильным.