Новости

Как развитие инфраструктуры в горах Алматы влияет на экономику страны

Shutterstock, бильд-редактор: Серикжан Ковланбаев

Споры вокруг «Кок-Жайлау» длятся годами, но бизнесмен, эко-активист и первый снуобордист Казахстана Сергей Спицын видит в проекте не угрозу природе, а шанс для Алматы стать центром спортивного туризма мирового уровня. Его собственный опыт борьбы с болезнью в детстве начался с горных троп — теперь он хочет, чтобы эти тропы стали доступными каждому.

Сергей Спицын убежден, что проект «Кок-Жайлау» позволит Казахстану стать яркой звездой на спортивной карте мира и обеспечит серьезный приток инвестиций в страну. Чем еще полезно и выгодно развитие инфраструктуры в горах Алматы – в его интервью Kursiv Media.

Моя история любви к горам началась с болезни, — объясняет Сергей Спицын. — В детстве мне был поставлен диагноз «бронхиальная астма». Она не давала мне спать по ночам, единственное, что помогало, – прогулки в горах. С четырех лет я стал проводить больше времени, гуляя пешком вверх по проспекту Достык, от Медеу до курорта Шымбулак. После таких прогулок на пару дней астма утихала. Все годы учебы в школе практически через день бывал в горах. Наша квартира находилась на проспекте Достык, и я мог пешком вместе со своей собакой добираться до Медеу, где занимался конькобежным спортом, и до Шымбулака, где проходили мои занятия по горным лыжам. Позже, в старших классах, стал совмещать полезное с приятным, устроившись инструктором по сноуборду в горнолыжную школу на Шымбулаке. Кстати, с гордостью могу сказать, что я первый сноубордист в Казахстане.

Все это время я думал о людях, имеющих проблемы со здоровьем, которым, как и мне, горы могли бы помочь, но у них нет возможности доехать до Шымбулака, Алма-Арасанского ущелья, БАО. Эти мысли долгие годы терзали меня. Тогда я и решил посвятить свою жизнь тому, чтобы сделать горы более доступными для алматинцев, гостей города и туристов. Когда появилась возможность, первое, что я сделал, помог людям, готовым участвовать в проектах по строительству горных троп, беседок и визит-центров в алматинских горах.

Я объездил много стран, все интересные идеи, которые вижу там, стараюсь реализовывать в наших горах. Первый визит-центр мы открыли в ущелье Аюсай. Он был выполнен по примеру центров в американских национальных парках. Визит-центр – это не только кафе и магазин, а, прежде всего, общественное место, куда не боится зайти турист, при этом в ходе посещения он получает информацию, как правильно вести себя в горах, что можно делать, чего нельзя, где проходят тропы, какой инвентарь есть в прокате.

В СМИ даже был материал о том, что в ущельях, где появились туристические визит-центры, стало заметно меньше мусора. Сегодня приятно видеть, что в алматинских предгорьях рядом с ними формируется соответствующая экологичная инфраструктура для туристов.

Так называемых «шашлычных туристов», которые разжигают костры, оставляют мусор, стало значительно меньше.

Увидев результат работы своих первых центров, мы поняли, что эту практику надо продолжать. Позже я открыл визит-центры «Медеу» и «Горельник», которые стали излюбленными местами туристов и жителей города. Со дня на день планируем открыть «Бутакты» и «Ворота Туюк-су».

Как коммерческие объекты они малопривлекательны, бизнес-составляющая там минимальная, но визит-центры формируют культуру поведения туристов и являются якорем, вокруг которого появляются микробизнесы.

– Каким был самый первый проект по обеспечению большей доступности гор для населения?

Это было строительство застекленной беседки на плато Мынжылкы в 2014 году. В 2016-м я благоустроил термальный источник «Горельник», на протяжении 10 лет обслуживал и содержал этот объект. В том же году построил остановочный комплекс «Акбулак», который является отправной точкой многих тысяч туристов по маршруту на «Кок-Жайлау». Следующим проектом стало благоустройство термального источника и известной тропы в Алма-Арасанском ущелье, где, построив 7 мостов протяженностью 200 метров, мы открыли комфортный доступ всем категориям туристов.

Обустраивая подобной инфраструктурой алматинские горы, кроме положительного эффекта, получаем и отрицательный, вырубая деревья или выравнивая зеленые холмы? Стоит ли оно того?

Я был на многих курортах мира. Если они это делают на протяжении столетия, почему у нас этого не может быть? Есть эко-стандарты, компенсационные высадки. Я убежден, что любая инициатива по строительству туристической инфраструктуры в горах абсолютно обоснована и однозначно нужна людям и стране.

Нам необходимо менять структуру экономики и развивать то, чем мы можем легко привлекать иностранных туристов. Отрасль, где мы можем обеспечить большое количество рабочих мест, – это туризм.

Без инфраструктуры в горах сложно будет добиться быстрых результатов, можно еще и получить экологическую катастрофу.

Количество людей, отдыхающих в горах, из года в год растет и будет расти, потому что после пандемии и многих других стресс-факторов туризм сильно изменился. Люди хотят быть ближе к природе и подальше от городского шума, торгово-развлекательных центров и городских бетонных джунглей.

Если не будет должной инфраструктуры, все будет вытаптываться и уничтожаться. Тропы, подъемники, указатели, системы коммуникации – все это оправдано и нужно. Там, где появится базовая инфраструктура, будет появляться бизнес, будет рождаться уникальный турпродукт, который будет продаваться иностранным туристам, будут появляться рабочие места, и казахстанцам не придется ездить в другие регионы в поисках работы или покидать по утрам свои дома в деревнях, предгорьях, аулах и ехать в мегаполис, чтобы заработать на кусок хлеба. Что важно, незащищенные слои населения, люди без образования смогут найти заработок. В туризме каждый может зарабатывать неплохие деньги.

– То есть вы поддерживаете развитие Алматинского горного кластера и, в частности, проект «Кок-Жайлау»?

– Да, я поддерживаю развитие по направлению Бутаковка – Кимасар – «Пионер» – «Ой-Карагай» в сторону Талгара, расширение зоны катания «Ак-Булак», реанимацию горнолыжного курорта «Табаган» и, конечно же, строительство курорта «Кок-Жайлау».

Я уверен, что горы Каскелена и Тургеня несут не меньший потенциал для катаний и для иностранных туристов. Считаю, что начинать развитие правильной горнолыжной истории нашей страны надо с максимально приближенных к городу локаций. Это плато Кок-Жайлау – Кумбель, где можно быстро и экологично все построить. Всего в 20 минутах езды современный мегаполис с развитой инфраструктурой, торговыми центрами, барами и ресторанами, и турист, который приезжает покататься, сможет быстро спуститься в город.

– Вы участвовали в соревнованиях по сноуборду, прекрасно катаетесь на лыжах, занимаетесь альпинизмом, скажите, как строительство новых горнолыжных курортов отразится на спортивной жизни казахстанцев?

Появление новых курортов позволит проводить у нас мероприятия нового уровня: этапы Кубка мира по разным дисциплинам, международные соревнования, Азиатские игры, различные горные соревнования. Казахстан может стать яркой звездой на спортивной карте мира.

Любое соревнование высокого уровня – это не только огромный приток инвестиций, денег и внимания к стране, но еще и стимул для местных детей заниматься теми видами спорта, по которым в родном городе проводятся международные соревнования.

Если у школьников, как в Европе, появится возможность в зимний период минимум 10-20 уроков физкультуры проводить в горах, где они при поддержке горнолыжных курортов смогут заниматься горными лыжами, это будет серьезным достижением.

Даже сегодня Шымбулак с ограниченным количеством трасс и малой емкостью умудряется принимать этапы Кубков мира по разным дисциплинам. Представляете, если это будет большой курорт Almaty Superski с 60 или 70 километрами трасс?! Это серьезный приток инвестиций в нашу страну и доходов от туризма. Не в каждой стране мира 300 солнечных дней в году и большое количество осадков, что обеспечивает комфортное катание.

Нам как гражданам Республики Казахстан, как жителям города Алматы надо объединиться и помочь государству реализовать проекты, выгодные для наших детей, нашего населения, нашей экономики.

Есть те, кто выступают против строительства Almaty Superski, аргументируя, что проект способен нанести ущерб горам. Как прокомментируете ситуацию?

– За 10 лет наши соседи-конкуренты построили современные курорты, а мы все рассуждаем. За это время мы в плане развития туризма и доходов от него могли наблюдать совершенно другие цифры и другого объема блага получать для наших жителей, если бы этот курорт построили еще тогда. Я считаю, что в ближайшее время надо всем показать, что представляет собой этот проект. Мы как жители города должны убедиться, что он будет выполняться правильно и в соответствии с эко-стандартами.

– Еще одним веским аргументом против является высказывание, что горы станут только для богатых. Для обычных туристов и семей, которые сегодня туда ходят пешком, они перестанут быть доступными. Что скажете по этому поводу?

– В течение года около 15 тысяч человек в пешем порядке посещает Кок-Жайлау. Когда построят горнолыжный курорт, его невозможно будет обнести забором и не пускать туда кого-то, только посещать его будет не 15 тысяч подготовленных к горам туристов, а у огромного количества алматинцев и казахстанцев появится возможность проводить время на свежем воздухе, возить туда свои семьи, родителей, детей, внуков  – тех, кто не может подняться самостоятельно. Те, кто хочет по старым маршрутам ходить пешком, будут иметь такую возможность. Более того, неудобные участки будут выровнены, тропы благоустроены и отсыпаны щебенкой, что увеличит их пропускную способность и снизит эффект негативной нагрузки.