
Издание «КазТАГ» в своих публикациях голословно обвинило брокерскую компанию «Фридом Финанс» и ее руководство в мошенничестве, создании финансовой пирамиды и даже выводе капитала за пределы Казахстана. Независимая экспертиза выявила, что все обвинения оказались лишь банальными вымыслами и клеветой. Брокерская компания обратилась в судебные органы и в департамент полиции Алматы для защиты чести и достоинства. В полиции завели уголовное дело в отношении «КазТАГа», затягивали расследование, но после новых публикаций «Курсива» начали следственные действия в конце октября. «Курсив» поговорил с руководителем юридической компании Adiletalmatykz Азаматом Беккуловым и с политологом Маратом Шибутовым о том, чем грозят фейки, шантаж и манипуляции в информпространстве.
Борьба с ложью не ограничивает свободу слова
Юрист Азамат Беккулов рассказал, что любое громкое дело о клевете — это испытание для журналистского сообщества.
«Важно понимать: борьба с ложью не ограничивает свободу слова, а, наоборот, защищает ее. Свобода слова не дает права распространять ложные сведения, особенно если это делается системно и умышленно. Итог этого дела покажет, что в Казахстане ценят не шум, а ответственность. Наоборот, очищение информационного пространства укрепит доверие читателей к качественной журналистике и выявит разницу между медиа и инструментами манипуляции», — сказал он.
По мнению Марата Шибутова, решение по этому делу может сказаться только на Асете Матаеве (генеральный директор КазТАГ — прим.ред.) и Амире Касенове (главный редактор КазТАГ) и все, если их признают виновными.
«Если не признают, то и на них не скажется. Народ сейчас не особо различает и не особо доверяет СМИ, так что это просто спор двух компаний – одной финансовой, другой информационной», — рассказал он.
Затрагивается доверие к финансовому сектору
Как рассказал юрист Азамат Беккулов, в подобных ситуациях принципиально важно оставаться в рамках закона. Когда речь идет об обвинениях в клевете, затрагиваются деловая репутация, инвестиционный климат и доверие к финансовому сектору.
«Закон и только закон должен быть инструментом для оценки достоверности информации. Это необходимое условие для стабильности и предсказуемости в стране», — рассказал он.
Марат Шибутов рассказал, что можно было раньше договориться и «полюбовно» на уровне менеджмента и собственников. Тут был весь вопрос в том, что на каждой стадии все шло на обострение, поэтому они уже на третьей стадии: первое был бы личный спор, затем досудебная претензия, третья уже предметное разбирательство.
Прецедент для последующих разбирательств
Азамат Беккулов отметил, что каждый подобный кейс в дальнейшем влияет на практику применения норм о клевете и ответственности за распространение недостоверных сведений. Если расследование будет доведено до конца, это станет ориентиром для правоохранительных органов, СМИ и частных компаний, показывая, что клевета в Казахстане не является «безопасным инструментом давления». В этом смысле дело действительно может сформировать практический прецедент.
Марат Шибутов напомнил, что после разбирательства в 2005 году «Казкоммерцбанка» и газеты «Экспресс-К» очень много было разных судов и споров. Никого они не остановили в будущем и ничему они не научили. Все думают, что их случай уникальный.
Закон не успевает реагировать на распространение лжи
Юрист также рассказал, что фейки, манипуляции и давление через публичные публикации вредят не только конкретным компаниям или лицам. Они подрывают доверие к медиа, мешают государству обеспечивать стабильность, отпугивают инвесторов и усиливают социальную напряженность.
«В условиях открытого информационного поля ложь распространяется быстрее, чем успевает реагировать закон. Поэтому искоренение подобных явлений важно для всей экосистемы: бизнеса, общества, государства и самих СМИ», — считает Азамат Беккулов.
Марат Шибутов рассказал, что фейки, шантаж и манипуляции в информпространстве — это нежелательная, но обязательно присутствующая часть информационного пространства. Бороться с ними нужно, но победу одержать не получится – структура социальных сетей и мессенджеров просто заточена на бездумное потребление контента, так что это будет всегда.
Как на данный конфликт должны реагировать СМИ и государство
Юрист Азамат Беккулов подчеркнул, что СМИ должны реагировать профессионально: проверять факты, соблюдать стандарты, не становиться инструментом давления или чьей-то PR-кампании.
«Государство обязано реагировать строго в рамках закона: если есть признаки уголовного правонарушения, органы должны проводить расследование своевременно и объективно. Это нормальный рабочий процесс. Молчание или бездействие приводит к потере доверия как к медиа, так и к государственным институтам», — сказал он.
Марат Шибутов рассказал, что государство реагирует согласно текущего законодательства – как через административные наказания, так и через уголовные, а кроме того, через работу со СМИ и социальными сетями. По его мнению, есть, конечно, недоработки, но в принципе с ситуацией внутри страны министерство культуры и спорта справляется.
Почему полиция затягивала дело
Юрист нашел два возможных объяснения. Первое — обычная волокита и формальный подход исполнителей. Второе — чувствительность темы и страх брать на себя ответственность за решение.
«Но ни одно из этих объяснений не оправдывает затягивание. Если есть состав правонарушения, органы обязаны действовать оперативно. Поэтому обращение к генеральному прокурору и министру внутренних дел было логичным шагом. Контроль со стороны вышестоящего руководства часто вынуждает систему работать так, как она должна работать изначально. Но опять-таки, нельзя забывать о том, что правоохранительные органы назначают по тому или иному делу экспертизу (возможно, не одну). В период проведения экспертиз производство по делу приостанавливается», — рассказал он.
Марат Шибутов не думает, что расследование этого дела в приоритете.
«У полиции всегда в приоритете особо тяжкие и тяжкие уголовные преступления», — сказал он.
С чего начался конфликт
В апреле 2025 года «КазТАГ» опубликовал серию материалов с потерпевшими по уголовному делу в отношении Виталия Светового, содержащих недостоверную и не соответствующую действительности информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию «Фридом Финанс», а также его бенефициара — Тимура Турлова.
В публикациях «КазТАГ» обвинил «Фридом Финанс», а также Тимура Турлова, в причастности к совершению тяжких преступлений, включая мошенничество, создание финансовой пирамиды и вывод капитала за пределы страны.
«Фридом Финанс» рассказал «Курсиву», что, согласно заключению специалиста-филолога, публикации «КазТАГа» носят односторонний негативный характер и в совокупности формируют негативное общественное мнение относительно «Фридом Финанс» и Тимура Турлова без представления достоверных доказательств приведенных утверждений.
«В случае обращения гражданина или юридического лица за опровержением редакция средства массовой информации, не располагающая доказательствами достоверности распространенных сведений, обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Однако досудебная претензия представителя компании была оставлена ТОО «МИА «КазТАГ» без ответа и без опубликования предусмотренного законом опровержения», — рассказали в компании.
Вследствие этого компания обратилась в судебные органы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации компании и акционера Тимура Турлова, а также с заявлением о проведении досудебного расследования по фактам публичного оскорбления с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей и онлайн-платформ.
Расследование заведомо ложной информации
В производстве судебных органов находится исковое заявление компании, назначена судебно-филологическая экспертиза для подтверждения доводов компании и заключения специалиста-филолога.
Также Следственным управлением ДП Алматы проводится досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного статьей 274 (Распространение заведомо ложной информации) УК РК. В соответствии с требованиями ч.1 ст.201 УПК РК, данные досудебного расследования не подлежат разглашению.
«Курсив» направил официальный запрос в ДП Алматы, однако на момент выхода материала ответа от полиции не последовало.