
Жительница Астаны Жанна Каппарова, представляющая интересы своей матери Карлыгаш, вновь обвинила брокерскую компанию «Фридом Финанс» в отсутствии лицензии и исчезновении денег. Об этом 19 декабря она рассказала на пресс-конференции National Press Club, которую организовал «КазТАГ».
По ее словам, в «Фридом Финанс» заключались договора с компанией FFIN Brokerage Services.
«Это компания также неприемлема у нас в Казахстане. Компания FFIN Brokerage Services, с которой был заключен договор, не имела права вообще работать в Казахстане. И привлекать людей, а также средства граждан Казахстана, так как не имела лицензии АРРФР в Республике Казахстан. А также была признана лжеброкером на сайте АРРФР и финансовой пирамидой», — сказала Жанна Каппарова.
Отметим, что на сайте АРРФР нет информации о том, что FFIN Brokerage Services является пирамидой или лжеброкером.
Как рассказали «Курсиву» в «Фридом Финанс», для доступа к операциям с американскими акциями иностранным брокерским компаниям нет необходимости получать лицензию непосредственно США. Иностранные брокерские компании получают лицензии своих регуляторов в своей стране, и могут совершать для своих клиентов сделки с американскими акциями на американских биржах через партнерство с другими брокерами (вышестоящие брокеры / суб-брокеры), которые имеют либо лицензию американского регулятора либо являются прямыми участниками торгов в соответствующих американских биржах.
Председатель правления «Фридом Финанс» Сергей Лукьянов уже рассказывал, что в период обслуживания тех клиентов у FFIN Brokerage Services была лицензия своего регулятора в юрисдикции, где он зарегистрирован. Эта лицензия давала ему право работать с иностранными акциями и обслуживать иностранных клиентов. На текущий момент FFIN Brokerage Services прекратила деятельность и передала всех клиентов в иные юрисдикции.
У компании FFIN Brokerage Services (позже переименованной в Freedom Securities Trading Inc.) имелась лицензия от финансового регулятора Белиза (Лицензия 000265/491 и Лицензия 000265/492) на оказание брокерских услуг и совершение операций с иностранными ценными бумагами (в том числе американскими акциями), а также правоотношения с вышестоящими иностранными брокерами, через которых они могли совершать необходимые сделки, в том числе на американских биржах.
«Мы думали, что работаем с Фридом Финанс»
Жанна Каппарова потребовала возобновить дело в отношении экс-сотрудника «Фридом Финанс» Темирлана Бекова.
«Я просто в Instagram начала говорить о том, что сотрудник «Фридом Финанс» без фамилии, без ничего, обманул нас. То есть он сказал, что «вы получите определенную какую-то прибыль, вложив деньги в компанию». На тот момент мы думали, что работаем с компанией «Фридом Финанс», — сказала она и потребовала возобновить дело в отношении Темирлана Бекова.
Напомним, летом 2025 года департамент экономических расследований по Астане завершил расследование уголовного дела о мошенничестве в отношении бывшего сотрудника АО «Фридом Финанс» Темирлана Бекова. Поводом для начала досудебного производства стало заявление клиентки брокерской компании, однако в ходе проверки следственные органы не установили признаков преступления. Выводы следствия были поддержаны прокуратурой столицы.
Досудебное расследование в отношении Темирлана Бекова было начато в октябре прошлого года по заявлению пенсионерки Карлыгаш Каппаровой. Она утверждала, что Беков завладел принадлежащими ей средствами, инвестированными на фондовом рынке. В ходе проверки сотрудники столичного департамента экономических расследований установили, что Капарова самостоятельно передала ему логины и пароли от личного кабинета в торговой системе компании. Между сторонами была достигнута договоренность, согласно которой Беков должен был получать вознаграждение в размере 20% от прибыльных сделок.
Кроме того, в качестве оплаты своих «услуг» он получил от Капаровой еще $3,9 тыс. Все эти действия осуществлялись с нарушением внутренних регламентов компании, прямо запрещающих передачу доступа к счету третьим лицам, включая сотрудников. При этом на тот момент Беков уже не работал в компании, о чем заявительнице было известно.
Темирлан Беков управлял счетом Карлыгаш Капаровой на протяжении четырех лет — с ноября 2019 года по сентябрь 2023 года. Все операции подтверждались самой Капаровой, которая передавала коды из SMS-сообщений. Часть сделок оказалась прибыльной. В общей сложности пенсионерка направила на инвестиции свыше $380 тыс., однако в итоге понесла убытки из-за неудачных операций.
В ходе расследования правоохранительные органы не установили в действиях Бекова злого умысла: сделки действительно совершались на фондовом рынке, который изначально связан с высокими рисками, а средства заявительницы не присваивались и направлялись на покупку ценных бумаг. К проверке также привлекались специалисты Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК, которые не выявили нарушений в биржевом торговом процессе.
Адвокат «Фридом Финанс» Александр Камендровский напомнил, что в Казахстане за распространение недостоверной информации предусмотрена уголовная и административная ответственность. Ключевая норма — статья 274 Уголовного кодекса РК (Распространение заведомо ложной информации). Она применяется, если ложные сведения распространяются умышленно и создают угрозу общественному порядку либо причиняют существенный вред гражданам, организациям или государству. Санкции варьируются от штрафов до лишения свободы сроком до 5 лет, а при отягчающих обстоятельствах — строже.
«Под отягчающими обстоятельствами понимаются ситуации, при которых распространение заведомо ложной информации признается более опасным для общества. В статье 274 УК РК к ним относятся, в частности: распространение группой лиц, с использованием служебного положения, через СМИ, интернет или соцсети, а также действия, повлекшие существенный ущерб гражданам, организациям или государству, либо угрозу общественной безопасности», — сказал он.
В 2025 году информационное агентство «КазТАГ» выпустило серию публикаций о якобы пострадавших инвесторах «Фридом Финанс», в которых брокерскую компанию обвиняли в утрате средств клиентов. В «Фридом Финанс» заявили, что эти материалы носят манипулятивный характер, не подкреплены доказательной базой и являются элементом целенаправленной информационной атаки, начавшейся после отказа компании от досудебных и незаконных способов урегулирования споров.
Издание «Курсив» провело встречу с председателем правления «Фридом Финанс» Сергеем Лукьяновым и ознакомилось с документами, которые, по утверждению редакции, полностью опровергают предъявленные обвинения. Глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов также заявил журналистам в Алматы, что публикации «КазТАГ» содержат значительное количество недостоверных сведений, подчеркнув намерение компании защищать свою деловую репутацию исключительно в правовом поле.
15 декабря в департаменте полиции Алматы были допрошены генеральный директор агентства «КазТАГ» Асет Матаев и главный редактор Амир Касенов. По итогам следственных мероприятий они были признаны подозреваемыми по уголовному делу о неоднократном распространении заведомо ложной информации в отношении «Фридом Финанс».
После допроса Амир Касенов заявил о давлении со стороны следствия, утверждая, что в его адрес применялось психологическое воздействие, которое он расценил как пытки.
В департаменте полиции Алматы эти заявления опровергли, отметив, что сведения о применении пыток не соответствуют действительности, а вызов на допрос и участие в следственных действиях не могут рассматриваться как незаконные методы воздействия. Заместитель министра внутренних дел РК Санжар Адилов сообщил, что расследование уголовного дела в отношении «КазТАГ» проводится в строгом соответствии с нормами законодательства.
В среду, 17 декабря, Human Rights Watch (HRW) призвала прекратить давление на журналистов в Казахстане. В заявлении организации упоминаются следственные действия в отношении Orda.kz, DDoS-атака Vlast.kz, а также проблемы с аккаунтами в соцсетях ряда казахстанских журналистов и блогеров. Однако в сообщении, несмотря на ссылку «КазТАГ», сам HRW про них ничего не писал. По словам министра культуры и информации Аиды Балаевой, международная организация была введена в заблуждение попытками фигурантов уголовных дел политизировать ход следственных процессов.