Новости

Депутат привел три примера информационных атак на чиновников в Казахстане

Мурат Абенов
Фото: Аскар Ахметуллин, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

В Казахстане практикуется инфокиллерство, когда предпринимаются попытки дискредитировать чиновников и оказать давление на принятие решений. Об этом в разговоре с «Курсивом» рассказал депутат мажилиса Мурат Абенов, который привел три примера такой практики.

По словам депутата, криминальный метод инфокиллерства используется в интересах узких групп. 

«Недавно министр просвещения (Гани Бейсембаев. – прим. ред.) начал требовать от частных школ, детских садов качественных услуг. Они оказывали услуги некачественные. Какое нападение было организовано, со всех сторон критика, статьи. Находят какую-то проблему, чтобы негативно воздействовать, чтобы не дать решение принять. На самом деле это уже на уровне преступления идет. Оказывают давление на чиновника, чтобы заставить потратить миллиарды тенге на некачественные услуги», – сказал он.

Также Абенов рассказал и об оказанном давлении на министра здравоохранения. 

«Министр здравоохранения (Акмарал Альназарова. – прим. ред.) согласилась на предложение депутатов. Весной мы вместе договорились, поменяли законы. Раньше здравоохранение нельзя было проверять. Сделали якобы это бизнес, ни больницы, ни фармкомпании. Мы сейчас это вернули, проверять начали. Только за два месяца проверок сэкономили 70 млрд тенге. Лекарство от рака снизили в три раза. Сколько людей не могли вовремя препараты получить. Думаете, фармкомпании довольны? Нет. По времени совпадает информационная атака с потерями фармкомпаний. И опять я бы здесь сказал, что есть попытка воздействовать», – отметил он.

Мурат Абенов привел в пример ситуацию с депутатом Бакытжаном Базарбеком. 

«Когда он начал поднимать вопросы проверки деятельности ФСМС, что незаконно выделяются деньги, две компании неожиданно подали на него в суд за то, что он назвал их в списке тех, кто незаконно получил сотни миллионов тенге, не оказывая качественных услуг. Подали в суд на него. Публично давили. Пытались сделать так, чтобы он больше эту тему не поднимал. Он, во-первых, выиграл суды. Во-вторых, дальше начали проверять. Он не отступил. В конце концов, заместитель фонда был арестован. Все, что он поднимал, стало доказанным. Была попытка надавить на Бакытжана Базарбека, чтобы он не требовал проверки», – подчеркнул он.

Как считает депутат, казахстанцы должны различать реальное общественное мнение и то, что специально делается по заказу. 

«Если внезапно возникают темы, какую-то небольшую проблему раздувают на всю страну, пытаются один какой-то небольшой факт сделать тенденцией, трендом, переходят на личности, когда нет критики за какое-то действие. Я поддерживаю Ерлана Карина (Государственный советник опубликовал статью в «Казправде». – прим. ред.), что мы должны различать. Скорее всего, он сказал это с целью воздействовать на мнение общества, чтобы общество было зрелым и понимало», – завершил он.

В Казахстане в последние годы участились случаи, когда блогеров привлекают к ответственности за вымогательство под видом «общественного контроля» или угрозы публикаций. 

В ноябре 2025 года в Шымкенте был задержан журналист, которого следствие подозревает в вымогательстве 10 млн тенге у сотрудника акимата в обмен на отказ от публикации компрометирующей информации.

Аналогичные случаи ранее фиксировались и в других регионах. В Петропавловске блогеры Роберт Подласов и Сергей Сайко требовали деньги у торговых сетей Magnum и «Семейный» после размещения материалов о якобы выявленных нарушениях. По итогам судебного разбирательства оба были приговорены к семи годам лишения свободы. О распространенности подобных схем свидетельствуют и другие резонансные эпизоды. Так, в Семее мужчина, представлявшийся известным блогером, вымогал у сотрудников КТЖ 48 млн тенге. В Астане журналист Махамбет Абжан в 2022 году был осужден на девять лет колонии за требование 50 млн тенге у предпринимателя под угрозой публикации компрометирующих материалов.