Новости

«Фридом Финанс» о деле КазТАГ: «Это проверка правдивости, а не давление»

КазТАГ
коллаж: kursiv.media, бильд-редактор: Дастан Шанай

В СМИ распространяется информация о том, что брокерская компания «Фридом Финанс» якобы оказывает административное давление на свободу слова в связи с уголовным делом за распространение заведомо ложной информации агентством «КазТАГ». Управляющий директор «Фридом Финанс» Егор Трофимов объяснил «Курсиву», что компания обратилась в правоохранительные органы, так как это стандартный, законный способ защиты прав. 

В разговоре с «Курсивом» Трофимов подчеркнул, что принципиально важно отделять медийные трактовки от юридической реальности.

«Обращение в суд и в правоохранительные органы в рамках предусмотренных процедур — это стандартный законный способ защиты прав, доступный любому субъекту права, включая финансовые организации. Компания не обладает и не может обладать инструментами «внепроцессуального» влияния на ход проверок, досудебного расследования либо судебного разбирательства», – заявил он.

Суть обвинений и позиция компании

Поводом для разбирательств стали материалы «КазТАГ», в которых утверждалось, что топ-менеджмент компании якобы причастен к созданию финансовой пирамиды и выводу денег в офшоры, а также заявлялось о наличии уголовных дел об «аферах во Freedom».

В компании заявили, что утверждения журналистов «КазТАГ» являются заведомо ложными. В частности, юрист подчеркивает, что не существует ни одного уголовного дела об аферах в самой структуре Freedom Holding Corp. Речь в публикациях шла о двух бывших сотрудниках — Виталии Световом и Темирлане Бекове. По данным компании, эти лица вступили в личные финансовые отношения с инвесторами вне выполнения своих должностных обязанностей. При этом АО «Фридом Финанс» само признано потерпевшим по делу Светового.

«В дальнейшем отдельные инвесторы обратились в правоохранительные органы с требованиями возврата денежных средств непосредственно к указанным физическим лицам, то есть не к компании как участнику правоотношений. Для компании данная ситуация является репутационно чувствительным прецедентом, затрагивающим доверие к бренду, несмотря на то, что юридически компания не была стороной соответствующих личных договоренностей», – рассказал он.

Как отметил Трофимов, часть участников конфликта допустила публичные высказывания в адрес компании и ее акционера Тимура Турлова. Отдельные материалы в СМИ, по оценке компании, транслировали эти высказывания в форме категоричных обвинительных утверждений и в ряде случаев подменяли частный спор граждан оценкой деятельности компании как финансового института.

В материалах «КазТАГ» утверждалось, что «Фридом Финанс» не имеет право заключать сделки на американской бирже в регуляторах. В компании назвали этот аргумент манипулятивным, пояснив, что для совершения сделок нужна лицензия не из США, а от местного регулятора.

Как «КазТАГ» мог искажать информацию

Юрист компании привел примеры конкретных публикаций, которые, по его мнению, содержат заведомо ложные или манипулятивные утверждения.

«Аферы внутри компании»

В заголовках и тексте материалов заявляется, что «десятки человек оказались потерпевшими по двум уголовным делам об аферах во Freedom».

Скриншот с сайта «КазТАГ»

Реальное положение дел: в компании подчеркивают, что утверждение является ложным, так как не существует ни одного уголовного дела «об аферах во Freedom». Речь в материалах идет о делах в отношении физических лиц (Виталия Светового и Темирлана Бекова), связанных с их личными отношениями с потерпевшими. Более того, само АО «Фридом Финанс» признано потерпевшим по делу Светового.

Статус сотрудников и «финансовая пирамида»

Утверждение СМИ: «топ-менеджмент Freedom обвинили в афере по выводу денег в офшор и создании финпирамиды». 

Скриншот с сайта «КазТАГ»

Реальное положение дел: Трофимов указывает на юридическую несостоятельность термина «топ-менеджмент» в данном контексте. Ни Световой, ни Беков законодательно не могли являться и никогда не являлись руководящими работниками (топ-менеджерами) АО «Фридом Финанс», так как их кандидатуры не согласовывались Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Это подтверждается должностными инструкциями и законом «О рынке ценных бумаг». Уголовных дел с такими обвинениями против реального топ-менеджмента не открывалось.

Утверждение про офшор и финпирамиду является словами корреспондента МИА «КазТАГ» и не оформлено как дословное воспроизведение выступлений физических лиц.

«Нет регистрации в США»

Утверждение СМИ: издание, ссылаясь на ответ Комиссии по ценным бумагам США (SEC), утверждает, что «Фридом Финанс» не зарегистрирован ни в SEC, ни в FINRA, и не в праве торговать на американской бирже.«КазТАГ» подает это как нарушение или признак неблагонадежности.

Скриншот с сайта «КазТАГ»

Реальное положение дел: компания называет этот аргумент манипулятивным. Право на осуществление сделок по приобретению для клиентов акций (в том числе на американской бирже) определяется не лицензией американских институций, а лицензией регулирующего органа того государства, в котором зарегистрирован брокер.

АО «Фридом Финанс зарегистрировано в Республике Казахстан, имеет лицензию Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка №3.2.238/15 на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, а, соответственно, имеет право на осуществление сделок по приобретению для клиентов акций (в том числе акций американских компаний). Данная информация является публичной. При этом в структуре холдинга есть американская компания Prime Executions, Inc., которая обладает всеми необходимыми регистрациями в SEC и FINRA.

Экспертиза и обращение в полицию

Перед обращением в суд компания провела независимую комплексную экспертизу публикаций, включающую филологический и психологический анализ. Заключение специалистов на 100 страницах подтвердило, что материалы содержат категоричные обвинительные утверждения без доказательной базы и наносят существенный вред деловой репутации. 

Первоначально «Фридом Финанс» предоставила «КазТАГ» возможность заранее ознакомиться со своей позицией, что подразумевало дополнительный шанс для «КазТАГ» перепроверить правдивость опубликованных ими заявлений, корректность оформления цитат и в целом это была возможность напрямую услышать объект публикаций – фактически вторую сторону, вынужденно втянутую самим «КазТАГ» в информационную атаку. Однако в отсутствие реакции «КазТАГ» на досудебную претензию «Фридом Финанс» подала гражданский иск с требованием опровержения сведений и возмещения ущерба.

Параллельно было направлено заявление в полицию с просьбой дать правовую оценку действиям по распространению непроверенной информации. Юрист подчеркнул, что компания не вмешивается в процессуальные решения следствия, а лишь реализует свое право на защиту законными методами.

Во «Фридом Финанс» заявили, что уважают гарантированное Конституцией право на свободу слова и не ставят под сомнение возможность публичной дискуссии. Вместе с тем публичное распространение непроверенных обвинительных тезисов, подаваемых как факты, объективно создает риск формирования недостоверных представлений о деятельности Компании и о финансовом рынке в целом.

При главном редакторе «КазТАГ» Амире Касенове была опубликована серия материалов о Freedom Holding Corp. С марта по декабрь 2025 года агентство опубликовало свыше 100 публикаций, в которых компанию обвиняли в создании «финансовой пирамиды», выводе капитала в офшоры и потере средств клиентов брокерской структуры. Во «Фридом Финанс» называли эти заявления манипуляцией, не подкрепленной доказательствами, и частью целенаправленной информационной кампании. Редактор «Курсива» провел встречу с председателем правления «Фридом Финанс» Сергеем Лукьяновым и изучил документы, опровергающие выдвинутые обвинения. На пресс-конференции в Алматы СЕО Freedom Holding Corp. Тимур Турлов подчеркнул, что компания намерена защищать свою репутацию исключительно в рамках закона и через правовые механизмы.

15 декабря 2025 года Касенов и генеральный директор агентства Асет Матаев получили статус подозреваемых по делу о распространении заведомо ложной информации против «Фридом Финанс» — конфликт окончательно перешел в юридическую плоскость. 23 декабря Касенова поместили в изолятор временного содержания департамента полиции Астаны, а 24 декабря следственный суд Алматы избрал мерой пресечения домашний арест.