
«Айдабульский спиртзавод» сообщил о смене крупного акционера. В сообщении указано, что единственным акционером, которому принадлежит 10% и более простых акций завода, стала частная компания North Agro Ltd. При этом из числа крупных акционеров выбыла компания «СК-Промтранс».
Зарегистрированная 10 декабря в Международном финансовом центре «Астана» частная компания North Agro Ltd. (деятельность холдинговых компаний) принадлежит Prime Group Ltd. Последняя зарегистрирована в МФЦА 25 ноября 2025 года (деятельность холдинговых компаний), ее единственный владелец и первый руководитель – Айдын Кабдрахман. В открытых источниках найти о нем ничего не удалось.
По данным eGov, единственным владельцем выбывшей из акционеров «СК-Промтранс» (первый руководитель Кабдрахман Айдын Фазылулы) является Канатбек Гуланбекович Ташенов.
«Айдабульский спиртзавод» (первый руководитель Канатбек Ташенов) находится в поселке Айдабол Зерендинского района Акмолинской области. У спиртзавода 247 акционеров, однако на конец 2024 года на «СК-Промтранс» приходилось 99,6% акций, а на всех остальных акционеров-физических лиц – 0,4%. Таким образом Айдын Кабдрахман выкупил долю Канатбека Ташенова, составляющую 99,6% акций завода.
Основным видом деятельности компании является производство и реализация спирта. Кроме того, завод производит и продает углекислоту (двуокись углерода), эфиро-альдегидную фракцию (ЭАФ).
На сайте спиртзавода указано, что он работает с 1908 года и имеет собственную сырьевую базу. Мощность предприятия составляет 600 тыс. декалитров 96%-ного спирта, 12 тыс. декалитров эфиро-альдегидной фракции, 72 тонны углекислоты и 9,6 млн декалитров послеспиртовой барды.
Спиртзавод получил в 2024 году 2,2 млрд тенге выручки по сравнению с 813,1 млн тенге в 2023 году. При себестоимости в 2,4 млрд и 1,05 млрд тенге соответственно, компания получила 372,3 млн и 850,4 млн тенге убытка в 2024 и 2023 году соответственно. Непокрытый убыток на конец 2024 года составил 3 млрд тенге.
В комитете государственных доходов министерства финансов периодически отмечали, что производители вино-водочной продукции занижают свою доходы, постоянно показывая убытки. Кроме того, в КГД настаивали на повышении акцизов на алкогольную продукцию, чтобы увеличить доходы бюджета.