
Доходы и расходы казахстанцев в третьем квартале 2025 года снизились в реальном выражении на фоне высокой инфляции и ослабления тенге, считают аналитики Halyk Finance. Реальные доходы населения сократились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, расходы – на 2,3%.
При этом отмечается, что высокий рост ВВП не отразился на благосостоянии граждан. Основной удар пришелся на трудовые доходы: заработные платы, которые формируют около 75% доходов населения, в январе-сентябре снизились на 0,4% год к году в реальном выражении (с учетом инфляции).
Среднедушевой доход в третьем квартале составил 364,6 тыс. тенге. Номинально он вырос на 8,5%, но этого оказалось недостаточно для компенсации инфляции.
Социальные трансферты также не смогли сгладить ситуацию: при номинальном росте реальный размер пенсий снизился на 3,5%.
На фоне падения доходов меняется структура потребления. Доля расходов на продукты выросла до 52,3% – максимума за последние три года. При этом траты на непродовольственные товары сократились на 13,2%, а на услуги – на 1,8% в реальном выражении.
Часть снижения доходов население компенсирует за счет займов. Портфель потребительских кредитов в третьем квартале вырос на 26,2% год к году, а их доля в кредитах физлиц достигла 67,5%.
Эксперты отмечают, что такая динамика указывает на снижение покупательной способности и рост рисков для внутреннего спроса. Без структурных изменений в экономике и роста производительности реальное восстановление доходов остается под вопросом.
Ранее экономист Руслан Султанов заявил, что более половины расходов казахстанцев уходит на еду, и это тревожный сигнал для экономики.