
Каждый год Ассоциация кинокритиков Казахстана, членом которой я являюсь, подводят итоги уходящего года, вручая премию «Выбор критиков» по 13 номинациям. Но киноиндустрия тем и интересна, что она порождает гораздо больше поводов для обсуждения, которые выходят далеко за рамки стандартных категорий, вроде «Лучший фильм» или «Лучшие актеры».
В этом материале я бы хотел рассказать о том, чем запомнится 2025-й год в отечественном кинематографе.
Утрата года: Асанали Ашимов

Если Шакен Айманов, несмотря на то, что довольно часто сам снимался в кино, все-таки в истории казахского кино стал символом слова режиссер, то Асанали Ашимов, несмотря на то, что и сам садился в кресло постановщика, в историю войдет, как Альфа и Омега актерской профессии.
Недооценить вклад Ашимова в культуру казахского народа невозможно. И, безусловно, его уход из жизни, уже под самый занавес 2025-го, стал невосполнимой потерей для каждого, кто связал свою жизнь с театром и кино.
Открытие года (режиссер): Думан Еркимбек

К большому сожалению, 2025-й год не принес нам ни одной выдающегося авторского дебюта. Правда, мы с нетерпением ждем казахстанской премьеры картины «Победителей выбирают на старте» Жаннат Алшановой, громко заявившей о себе участием в конкурсе кинофестиваля в Локарно, но это будет уже в году наступающем.
Впрочем, зачем нам обижать мейнстрим, тем более, что и там есть люди, способные удивить. Фильм-катастрофа «Кайтадан», возможно, не так сильно впечатляет визуальными эффектами, но нельзя не отметить амбиции дебютанта Думана Еркимбека, который решил поженить в первой же картины трагедию Кызылагаша, сценарные тропы «Дня сурка» и фундаментальные для отечественного кино конфликты отцов и детей, а также города и деревни. Получилось вполне себе любопытное кино для семейного просмотра.
Открытие года (актер): Шах-Мурат Ордабаев

Фразу «Не бывают маленьких ролей, бывают маленькие актеры», думаю, слышали многие и пример Шах-Мурата Ордабаева прямое тому доказательству.
В индустрии до 2025 года он был более известен, как актер и режиссер дубляжа, но в начале года эпизодическое появление Ордабаева в образе циничного журналиста в анимилитаристском хорроре «Кадет» Адильхана Ержанова, заставило обратить на себя внимание. Далее абсолютно очаровательный образ патологоанатома в сериале «Казахские страшные сказки», у которого случается крышесносный броманс с главным героем. Ну и под конец года, Шах-Мурат буквально крадет фильм у всего актерского состава всего двумя вокальными номерами в мюзикле «Бакыт кушагында» Саната Шапашова.
В Ордабаеве удивительным образом сочетается колоритная внешность, природное обаяние и магнетизм, ну и редкий уровень профессионализма, когда актер в равной степени великолепно владеет, как пластикой, так и голосом.
Открытие года (актриса): Акнур Рахат

Прорывным этот год стал и для актрисы Акнур Рахат. Здесь ситуация обратная. В сентябре на экраны вышла довольно средняя по качеству романтическая комедия Максата Оспанова «Жумбак кыз», которую исполнительница главной роли буквально вытащила на своих плечах, несмотря на обилие крайне спорных, если не сказать скабрезных, визуальных гэгов.
Образ дерзкой, но на самом деле глубоко раненной смертью отца девушки, заставил обратить на себя внимание. И хотя картина прошла в прокате не особо заметно, но для себя лично я отметил новое и интересное лицо.
Широкой же аудитории девушка стала известна, благодаря сериалу «Мунай» — криминальной саге Дархана Тулегенова, в которой Рахат исполнила роль боевой подруги героя Данияра Алшинова. Собственно, как умеет играть Алшинов знают все, кто хоть как-то знаком с отечественным кино и Акнур не только не потерялась на его фоне, но и где-то смогла перетянуть внимание на себя с куда более опытного партнера.
Уже под конец года, актриса отлично показала себя в фильме «Охота на розового зайца», который выйдет в широкий прокат в первый день нового года.
Переквалификация года: Рустем Омаров, Ерден Телемисов, Жандос Айбасов

В мировой киноиндустрии переход актеров в режиссерскую профессию явление нередкое, а вот в казахстанском кино до 2025 года подобная переквалификация была скорее исключением, чем правилом. Однако, именно в уходящем году сразу три популярных актера показали, что они вполне себе компетентны и в качестве рулевого площадки.
Народный любимец Рустем Омаров ранее работал в качестве постановщика, но в сериальном формате и, собственно, для полнометражного дебюта выбрал завершение одной из самых популярных телевизионных комедий – «Патруль». Картина с подзаголовком «Последний приказ» вышла весной и менее чем за два уикэнда собрала в прокате свыше миллиарда тенге, а по итогам всего прокатного времени финишировала с результатом выше 1,7 миллиарда тенге.
Следом свой полнометражный режиссерский дебют выпустил актер, продюсер и каскадер Ерден Телемисов. Неожиданно для всех его первым фильмом стала авторская фантастическая трагикомедия о дружбе пожилого бродяги и инопланетянина, чей корабль потерпел крушение. Кассовым хитом картина не стала, зато покорила десятки фестивальных площадок по всему миру.
Событием осени же стала камерная драма «N 37», ставшая адаптацией одноименного спектакля театра Sham и режиссерским дебютом еще одного актера и каскадера Жандоса Айбасова. Удивительно то, что как и его близкий друг и соратник по команде Nomad stunts Телемисов, звезда проектов «Meow» и «Он и Она» выбрал для старта карьеры постановщика не экшн, а построенный на психологизме материал.
Достижение года: Дарига Бадыкова

Устав слушать вечное зрительское «Как надоели ваши однообразные комедии», одна из главных звезд этого жанра Дарига Бадыкова, выдает драму «Ыстык уя», в котором чеховская дачная драма становится чуть ли не главной деконструкцией образа благостной казахской семьи. Плачут все. Мужчины. Женщины. Зрители в зале. Дети зрителей в зале, но эти больше потому что их зачем-то взяли с собой.
Но больше всего плачут те, кто зачем-то вышел в один прокатный период, поскольку главным достижением года можно считать то, что Бадыкова сделала драму самым кассовым жанром этого года.
Саботаж года: Лига кинематографистов Казахстана

Увы, не все так радужно в казахстанском кино. Осенью этого года объединение под названием Лига кинематографистов Казахстана написало письмо в Американскую киноакадемию с рекомендацией пересмотреть выдвижение фильма «Кадет» Адильхана Ержанова на соискание премии «Оскар», поскольку, якобы, в составе «оскаровского» комитета были оператор-постановщик картины (официально взявший самоотвод от голосования) и друг режиссера Серик Абишев.
Американская киноакадемия разбираться долго не стала. Сказала, ок, заявку мы отзываем и новую от Республики Казахстан не примем, покольку сроки подачи прошли. Спасибо! Пожалуйста. Сама Лига отказывается считать свое письмо доносом, хотя в индустрии этот позорный пасквиль никак иначе не называют. Как говорится, зачем нам враги извне, мы сами друг другу глотки перегрызем.
Разочарование года: Ауру

Увы, один из самых ожидаемых проектов года стал одним из самых спорных. Фильм Айторе Жолдаскали в первую свою половину отлично работал на территории социальной сатиры и арт-хоррора, но уже во второй режиссеру отказало чувство меры и досматривать последний час для зрителя была скорее мучительно, чем интересно.
Впрочем, здесь нельзя не разделить и разочарования создателей, которым на непонятых основаниях влепили рейтинг «21+», фактически отрезав для них не менее 40 процентов потенциальной кинотеатральной аудитории и львиную долю праймовых сеансов в кинотеатрах. Даже с этими препятствиями, картина смогла преодолеть психологическую отметку в 1 миллиард кассовых сборов, но результаты могли быть значительно выше.