Новости

Сколько реально может стоить «Казахмыс» и зачем Артыкбаев мог его купить

Сколько может стоить «Казахмыс»
Сколько может стоить «Казахмыс» / kazakhmys.kz, бильд-редактор: Милош Муратовский

Финансист Qazaq Expert Club Венера Жаналина рассказала «Курсиву», чем мог быть привлекателен «Казахмыс» для его покупателя Нурлана Артыкбаева, сколько реально может стоить компания и почему извлекать из нее прибыль будет непросто. По словам эксперта, «Казахмыс» является одним из самых сложных промышленных активов в стране.

Почему Ким и Огай продали «Казахмыс», а Артыкбаев решил его купить

По мнению эксперта, «Казахмыс» является зрелым и капиталоемким промышленным активом, который на данном этапе требует больших вложений, связанных с необходимостью обновлять оборудование, повышать безопасность на производстве, улучшать экологию и социальную инфраструктуру. Компания генерирует прибыль, но для того чтобы поддерживать это, необходимы постоянные вливания. С этой точки зрения для прошлых владельцев – Владимира Кима и Эдуарда Огая – продажа «Казахмыса» – это способ зафиксировать стоимость бизнеса и снять с себя долгосрочные операционные и регуляторные риски, передав актив собственнику, готовому работать в более жестких условиях.

В свою очередь, для нового владельца – Нурлана Артыкбаева – покупка «Казахмыса» станет возможностью войти в клуб поставщиков критически важного ресурса XXI века. Сделка происходит на фоне растущего дефицита и спроса на медь как одного из ключевых элементов для перехода к «зеленой» энергетике, электротранспорту и цифровизации (один из ключевых материалов для аккумуляторов. – прим. ред.).

Главной ценностью компании является устойчивый товарный поток и возможность наращивать стоимость за счет управления и модернизации. Артыкбаев заходит в актив, который генерирует прибыль, но находится на этапе, когда его развитие зависит от качества инвестиций и уровня безопасности.

«Для инвестора такого типа это возможность выстроить долгую стратегию – стабилизировать производство, повысить эффективность и со временем капитализировать актив на более высоком уровне», – отметила Венера Жаналина.

Зачем эта сделка швейцарской Mercuria Energy Group

По словам эксперта, участие Mercuria Energy Group, которая дала Артыкбаеву $1,2 млрд на покупку «Казахмыса», укладывается в классическую мировую практику товарного финансирования – трейдер предоставляет крупный объем средств под будущие поставки меди. Для Mercuria как трейдера ключевая ценность сделки заключается в доступе к физическому металлу и долгосрочным поставкам. Компания обеспечивает себе гарантированный поток меди на годы вперед.

Сделка из купли-продажи превращается в долгосрочный инвестпроект с жесткой дисциплиной поставок.

«По сути, это отражает смену логики – ценность такого актива сегодня определяется не столько фактом владения, сколько способностью управлять рисками, инвестициями и встроенностью в глобальные рынки», – отметила эксперт.

Сколько реально может стоить «Казахмыс»?

По мнению эксперта, фигурировавшие в сделке между Артыкбаевым и Mercuria Energy Group $1,2 млрд – это не реальная стоимость бизнеса, а лишь объем финансирования, которое готова предоставить швейцарская компания под будущую продукцию «Казахмыса».

По словам финансиста Qazaq Expert Club, отправной точкой при оценке цены «Казахмыса» могут стать его чистые активы, то есть после вычета всех обязательств. Согласно последней отчетности, они находятся на уровне 885 млрд тенге, что соответствует примерно $1,7 млрд. Это можно считать балансовой стоимостью «Казахмыса». Однако для действующего медного бизнеса, где работает промышленный комплекс и который встроен в глобальные поставки, также стоит учесть премию к чистым активам, отражающую способность бизнеса генерировать денежный поток и сохранять стратегическую ценность.

«Для компаний медного сектора в текущей рыночной фазе умеренная премия в диапазоне 1,7–2,2 раза к балансовым чистым активам выглядит обоснованной. Она учитывает, с одной стороны, высокий и устойчивый спрос на медь как ключевое сырье для электротранспорта и возобновляемой энергетики, а с другой – капиталоемкость бизнеса, необходимость постоянных инвестиций в безопасность, экологию и модернизацию. При применении такой логики экономическая стоимость «Казахмыса» укладывается в диапазон около $3-4 млрд», – отметила Венера Жаналина.

Однако, по словам эксперта, это не цена сделки, а скорее ориентир того, сколько потенциально может стоить «Казахмыс».

«Казахмыс» требует больших инвестиций

Венера Жаналина отметила, что «Казахмыс» представляет собой один из самых сложных промышленных активов в стране. Ценность актива создается не фактом его покупки, а ежедневным управлением и рисками изношенной инфраструктуры, а также длинным инвестиционным циклом. Эксперт разделила вызовы на операционные и стратегические.

Операционные вызовы

Первое – высокая капиталоемкость и износ производственных мощностей. Амортизация на объектах «Казахмыса» опережает ввод новых, что заставляет владельца постоянно вкладываться в модернизацию, чтобы не допустить простоев, аварий и падения эффективности.

Второе – геологические трудности. Преимущественно подземная добыча усложняется с углублением шахт и истощением богатых участков. Это ведет к росту себестоимости и требует безупречного планирования горных работ, а также инвестиций в безопасность. Ошибки грозят потерей не только финансов, но и человеческими жертвами.

Третье – соблюдение требований безопасности, экологии и социальной ответственности. Компания является градообразующим предприятием для нескольких регионов, а ее обязательства включают экологический ущерб, рекультивацию, управление отходами добычи и другое. Это требует от собственника целостной долгосрочной ESG-повестки, встроенной в операционную деятельность.

Четвертое – энергетика и логистика. Производство зависит от тарифов и надежности поставок, а экспорт – от инфраструктуры и внешних ограничений.

Финансовые трудности заключаются в необходимости обслуживать долги и покрывать оборотные потребности, финансируя длинный инвестиционный цикл. Даже при хорошей выручке может возникать неравномерность денежного потока.

Стратегические задачи

Первое – «Казахмыс» конкурирует на глобальном рынке, где его позиция зависит не только от объемов, но и от качества продукции, диверсификации рынков сбыта и оптимизации логистических цепочек.

Второе – управление кадрами. Необходимость преодолевать консервативную корпоративную культуру, привлекать молодых инженерных специалистов и удерживать ключевые кадры.

Третье – цифровая трансформация. Без внедрения цифровых двойников, предиктивной аналитики оборудования и интеллектуальных систем повысить эффективность и безопасность невозможно.

Четвертое – необходимость взаимодействия с государством через стратегическое партнерство в долгосрочных инвестиционных программах, развитии инфраструктуры и формировании отраслевой политики.

Что нужно сделать Нурлану Артыкбаеву

По словам эксперта, новому владельцу «Казахмыса» предстоит прежде всего стабилизировать и модернизировать производство перед его расширением. Ускоренный рост без укрепления базовых процессов лишь увеличит риски.

«Именно поэтому на первом этапе ключевым становится обеспечение надежной и безопасной работы действующих мощностей, повышение устойчивости оборудования, снижение аварийности и формирование взвешенной и прозрачной инвестиционной программы», – отметила эксперт.

По словам финансиста, необходимо обновление критически важного оборудования, инфраструктуры шахт, обогатительных и металлургических мощностей, а также вложения в безопасность и экологию. Кроме того, компании необходима финансовая стабильность – выстраивание эффективного казначейства, управление оборотным капиталом и долговой нагрузкой. Третий момент – подготовка горных работ, разведка и продление срока службы действующих месторождений.

«Расширение производства – новые мощности или существенный рост добычи – логично рассматривать только на следующем этапе, когда базовая устойчивость обеспечена, риски по безопасности и инфраструктуре снижены, а инвестиции начинают давать измеримый эффект. В противном случае рост может оказаться номинальным и привести к увеличению издержек и аварийности», – добавила Венера Жаналина.

Отметим, что ранее финансовый аналитик Расул Рысмамбетов также оценил сделку по продаже «Казахмыса» и предположил, где новый владелец может взять средства для инвестиций в компанию.

Напомним, 31 декабря 2025 года компания, принадлежащая строительному магнату и владельцу Qazaq Stroy Нурлану Артыкбаеву, стала владельцем активов «Казахмыса» на сумму около $2-3 млрд. Такую оценку сделке дал руководитель общественного фонда Energy Monitor, эксперт нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов.

В январе стало известно, что швейцарский трейдер Mercuria Energy Group предоставил финансирование бизнесмену Нурлану Артыкбаеву в размере $1,2 млрд для выкупа казахстанского медного гиганта «Казахмыс».

Ранее «Курсив» рассказывал, на чем заработал свои миллионы Нурлан Артыкбаев.