Инвестиции

Эксперт ожидает «пожарную распродажу», если КТЖ решит выйти на IPO

Эксперт усомнился в выходе КТЖ на биржу
Эксперт усомнился в выходе КТЖ на биржу / Аскар Ахметуллин, бильд-редактор: Дастан Шанай

Финансист Расул Рысмамбетов усомнился в целесообразности выхода на IPO национального оператора грузоперевозок – компании КТЖ. По его словам, в текущей ситуации акции компании могут быть оценены низко, что грозит потерями для инвесторов.

В своем Telegram-канале Расул Рысмамбетов отметил, что ситуация, связанная со скандалами вокруг Air Astana, является плохим сигналом для планов по IPO КТЖ. По словам финансиста, значительную часть бумаг авиакомпании после выхода на биржу приобрел квазигоссектор, включая ЕНПФ. Таким образом, платить за риски компании стали частично все казахстанцы – будущие пенсионеры.

«Мне кажется, после истории Air Astana выходить с еще одной квазигосударственной компанией на IPO – смело. Я читал отзывы QAMS – Казахстанской ассоциации миноритариев – на Air Astana и согласен со многими выводами. Доверие инвесторов не бездонно», – отметил эксперт.

По словам Рысмамбетова, вызывает сомнение и выход компании на IPO в Лондоне, так как КТЖ получает доход от транзита грузов в основном по направлениям России и Китая. У компании есть договоры с Ираном и Афганистаном, что также создает риски при оценке компании.

«В итоге LSE (биржа Лондона. – прим. ред.) даст справедливую цену на КТЖ и ее клиентов, но переживаю, что справедливую в одну сторону – вниз. На месте инвесторов при нынешней долговой нагрузке КТЖ я бы ожидал пожарную распродажу, а не рост. Рынок ведь чувствует уязвимость», – отметил финансист.

По мнению Рысмамбетова, перед выходом на IPO компании нужно провести большую работу по улучшению корпоративного управления и операционной деятельности. За последние 10 лет долг компании вырос до 3,9 трлн тенге при прибыли более 300 млрд тенге в 2025 году.

«Другими словами – либо КТЖ сначала разбирается с долгами, контрактами, операционной неэффективностью и бюрократией, либо выносит свой ворох проблем на биржу и удивляется, почему цена не радует», – добавил эксперт.

По словам Рысмамбетова, также выглядят нереалистичными обещания компании увеличить вдвое объем транзита в следующие три года – с 33-34 млн тонн до 67 млн тонн к 2029 году. Транзит зависит не от одной компании, а от многих игроков на рынке, включая зарубежные государства, на которые КТЖ повлиять не может.

Кроме того, задача по взрывному росту транзита противоречит обязательствам компании по экспорту продукции казахстанских предприятий за рубеж. Несмотря на то, что транзит обходится КТЖ дешевле, он не приращивает внутристрановую ценность.

Напомним, в ноябре Bloomberg со ссылкой на источники писал, что «Казахстан темир жолы» («дочка» «Самрук-Казыны») рассматривает возможность двойного листинга на Лондонской фондовой бирже (LSE) и Казахстанском фондовом рынке.