
Крупнейший производитель урана в мире – компания «Казатомпром» – не имеет и никогда не имела договорных отношений или проектов с канадской Laramide Resources Ltd, которая накануне объявила о своем уходе из казахстанского проекта из-за нового закона.
Напомним, в конце 2025 года в Казахстане были приняты поправки в законодательство, согласно которым «Казатомпром» будет получать 90%-ную долю во всех урановых проектах при продлении контрактов с иностранными участниками.
«Казатомпром» официально заявляет, что не имеет и никогда не имел совместных предприятий, договорных отношений или проектов с компаниями Laramide Resources Ltd и Aral Resources Ltd. Указанные в публикации (СМИ. – «Курсив») проекты и решения являются инициативами третьих сторон и не имеют отношения к деятельности «Казатомпрома», – говорится в полученном «Курсивом» официальном комментарии «Казатомпрома».
Таким образом, изменения в законодательстве, которые обсуждались в Казахстане с весны 2025 года, не могли иметь прямого влияния на Laramide Resources Ltd.
В нацкомпании отметили, что лицензии частной компании Aral Resources Ltd., с которой компания Laramide Resources Ltd заключила опционное соглашение на разведку территорий общей площадью 5,5 тыс. кв. км, о которых идет речь в публикации последней, были получены на твердые полезные ископаемые и не предполагали исключительных прав на возможные урановые ресурсы.
«Казатомпром» исторически обладал приоритетным правом на добычу урана в Республике Казахстан. Таким образом, при начале работ по разведке урана третьим лицом такой недропользователь понимал регуляторные ограничения в части потенциального перехода на добычу урана», – сообщили в нацкомпании.
Геологоразведочные работы на урановых месторождениях Казахстана являются сложным, многоэтапным процессом, требующим технологической экспертизы и строгого соблюдения казахстанского законодательства, отметили в КАП.
Невозможность реализации заявленных планов отдельной частной компанией не может служить основанием для обобщающих выводов или оценок деятельности других участников рынка, включая «Казатомпром», уверены в нацкомпании.
«Компания ведет постоянную работу по восполнению ресурсной базы урана, демонстрируя устойчивый прирост запасов урана и наращивание площадей разведуемых территорий. Как национальный оператор, «Казатомпром» обеспечивает эффективное и рациональное использование урановых запасов страны, придерживаясь последовательного и взвешенного подхода в соответствии со стратегией value over volume», – отмечается в сообщении.
За последние три года «Казатомпром» существенно нарастил портфель новых геологоразведочных проектов, по завершении работ на которых ожидается выявление дополнительных ресурсов и запасов урана в существенных объемах на десятилетия вперед, заявляют в компании.
При этом права недропользования на данные перспективные участки принадлежат исключительно «Казатомпрому», подчеркнули там.
«Компания располагает достаточными финансовыми ресурсами, квалифицированными кадрами, технологическими компетенциями и производственной инфраструктурой для проведения геологоразведочных работ. Решения о темпах и объемах освоения принимаются с учетом долгосрочных интересов отрасли и рационального использования минерально-сырьевой базы. В этой связи «Казатомпром» считает отдельные заявления, прозвучавшие в публичном пространстве, некорректными и не соответствующими действительности», – отмечается в комментарии компании.
Канада нам не поможет
Ранее канадская Laramide заявила об отказе от разработки новых месторождений урана в Казахстане в связи с принятием в конце 2025 года поправок в законодательство, которыми, по ее мнению, ограничиваются права инвесторов в пользу нацкомпании «Казатомпром».
Напомним, 26 декабря 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал принятые парламентом поправки по недропользованию, совокупный эффект которых, считают в канадской компании, резко снижает потенциальное участие и экономическую привлекательность в любом новом открытии урана в Казахстане.
Согласно новым поправкам, в частности, при продлении контрактов на добычу урана «Казатомпром» будет получать в них 90%-ную долю независимо от того, сколько иностранная компания-партнер имела в конкретном проекте до этого. Кроме того, речь идет и об усилении прав нацкомпании по геологоразведке.
Laramide Resources Ltd. занимается разработкой и разведкой урановых месторождений в США и Австралии (Австралия занимает первое место по запасам урана в мире, Казахстан – второе): Churchrock-Crownpoint в Нью-Мексико (США) и Westmoreland в Квинсленде (Австралия).
Опционное соглашение, подписанное в сентябре 2024 года с Aral Resources, предоставило Laramide право на получение 22 лицензий на недропользование в рамках одной из крупнейших в мире геологоразведочных работ на новых урановых месторождениях.
Канадская компания отмечала, что бассейн реки Чу-Сарысу обладает многообещающими, относительно малоисследованными геологическими данными для обнаружения крупных и недорогостоящих залежей урана, которые можно извлекать на месте, но также он обладает потенциалом для обнаружения залежей меди, залегающих в осадочных породах, а также других важных полезных ископаемых.
В 2025 году Laramide профинансировала и провела анализ исторических данных, наземную разведку и геофизику грунта, выявив потенциальные объекты для бурения на урановую минерализацию.
Компания Laramide представила необходимые планы геологоразведочных работ в министерство промышленности и строительства и запросила необходимые разрешения, необходимые для продолжения буровых работ, однако в связи с задержкой их выдачи бурение не было проведено.
После произошедших изменений в законодательстве Laramide считает, что в Казахстане больше нет экономических оснований для прямых иностранных инвестиций в разведку урана. Полностью с позицией канадской компании можно ознакомиться тут.