Report

Экономика Армении выходит из перегрева

Армения
Фото: Shutterstock

Kursiv Research продолжает серию макрообзоров рынков региона Центральная Азия и Кавказ. В компанию к Таджикистану на этот раз попала Армения – одна из быстрорастущих экономик региона. Главный вывод этого странового обзора: экономика Армении после ажиотажного роста в 2022-2024 в минувшем году успешно прошла стадию мягкой посадки.

Экономический рост

По оценке Всемирного банка, экономика Армении по итогам 2025 выросла на 5,2%. Это заметно меньше уровня 2022-2024, когда ВВП республики прибавлял в среднем 8,9%, причем в СНГ быстрее рос только Кыргызстан (как и Армения эта страна – член пятерки Евразийского экономического союза). Но этот экономический подъем обеспечили преимущественно внешние факторы: приток капитала, релокация российского бизнеса и специалистов, а также резкое увеличение экспорта.

Армянские власти оценили общее число россиян, релоцировавшихся в 2022 в 110 тыс. человек – внушительная численность вновь прибывших для страны с населением 3,1 млн человек. Костяк этой волны составили айтишники: в страну перебрались до 50 тыс. российских программистов и 2 тыс. IT-компаний. Высокие доходы представителей IT-сектора обеспечили дополнительный спрос на товары и услуги, включая на жилье. По итогам 2022 ВВП страны прибавил 12,6% – последний раз экономика Армении показывала такую динамику 15 лет назад. Кумулятивно вклад реклокантов, по оценкам министра экономики Ваана Керобяна, составил четверть от общего роста ВВП в 2022. В Минфине считали, что вклад релокантов мог достигать половины прироста. 

Антироссийские санкции перекроили торговлю в ЕАЭС. Армения на время стала одним из транзитных пунктов для реэкспорта российских драгоценных металлов и камней на мировые рынки, а также электроники и автомобилей в обратном направлении. Это сразу отразилось на платежном балансе страны: счет текущих операций Армении, который традиционно закрывался с дефицитом, в 2022 впервые был сведен с профицитом в 0,7% ВВП. Правда, уже через год показатель вновь ушел в минус. Тем не менее, если до всех событий экспорт товаров из Армении не превышал $3 млрд, то в 2022 он достиг $5,3 млрд, в 2024 – подскочил до рекордных $13 млрд. 

Внешняя подпитка экономики РА начала ослабевать с 2024-го. Как поясняет экономист Сурен Парсян, часть приехавших айтишников покинула страну, а реэкспорт российского золота прекратился в мае. Отчасти из-за этого замедлились темпы прироста ВВП Армении до 5,9% в 2024 (после 8,3% в 2023-м). 

Оперативные результаты за 9М2025

Замедление не обернулось стагнацией. Экономика Армении за три квартала 2025 года достигла 7,7 трлн драмов (около $20 млрд), увеличившись, по нашим расчетам, на 6,0% в реальном выражении. 

Четыре из пяти крупнейших отраслей, на которые в последние пять лет (2020-2024) в среднем приходилась половина армянской экономики, закрыли отчетный период с плюсом. Оборот в торговле увеличился на 3,2% (здесь и далее приводится динамика индекса физического объема), выпуск сельхозпродукции – на 6,1%. Двузначными темпами вырос объем услуг в секторе недвижимости – на 11,2%, и в финансах – на 13,8%. 

Выпуск в обрабатывающей промышленности, напротив, сократился на 10,2%. Внутри сектора худший результат показатели отрасли, формирующие «натуральную» экспортную корзину страны: металлургия (-58,0%) и производство напитков (13,8%). Это произошло отчасти из-за эффекта высокой базы предыдущего года, помимо этого критический фактором вероятно стал затяжной тренд на укрепление нацвалюты. 

Из других секторов, но с высокой базой, лучшую динамику показывают строительная отрасль (+20,7%), а также IT и телеком (+18,4%). Причем они растут самыми высокими темпами с 2022.

Строительная отрасль 

Строительная отрасль сильно изменилась под влиянием наложившихся друг на друга событий. К отложенному спросу, сформированному в период пандемии COVID-19, последовательно добавились два миграционных шока: в 2022 в страну прибывали релоканты, а в конце 2023-го – 115 тыс. вынужденно покинувших свои дома жителей Нагорного Карабаха. До этих событий строительные работы в основном велись на объектах энергетики, для возведения жилой и коммерческой недвижимости и, наконец, транспортной инфраструктуры. 

Любой национальный рынок жилья в силу хронической неэластичности предложения реагирует на рост спроса резким повышением цен и арендных ставок. В Армении так и произошло: к концу 2022 средняя цена за квадратный метр жилья в центре Еревана приблизилась к $2 тыс. После чего последовал небывалый рост жилищного строительства: ввод нового жилья в 2023 увеличился в 2,2 раза, в 2024 – еще на 80,8%. За 9М2025 были введены 1,1 млн квадратных метров жилья, что вчетверо превышает уровень 2021. Это привело к тому, что в отчетном периоде половина всех строительных работ в стране сосредоточены в секторе недвижимости. 

Если событий 2020–2023 большую часть жилья, около трех четвертей, строило население, то теперь на рынке, ставшем привлекательным для бизнеса, тон задают строительные компании. За 9М2025-го девелоперы ввели в 1,7 раза больше, чем построили частные лица. 

Строительную отрасль, вероятно, ждет коррекция из-за частичной отмены налоговых льгот. Этот механизм, запущенный правительством десять лет назад, позволяет всем, кто платит в Армении подоходный налог, компенсировать процентные расходы по ипотеке за счет возврата подоходного налога (включая кредиты на строительство индивидуального жилого дома). С помощью этого механизма власти страны планировали преодолеть стагнацию в строительном секторе, повысить доступность жилья и снизить теневую занятость. 

Хотя на старте инициатива не оказала влияния (в 2015-2017 объемы вводимого жилья продолжали сокращаться), с удорожанием недвижимости востребованность этого инструмента возросла. В 2024 объем возврата налога достиг 2,0% расходов консолидированного бюджета. Отчасти из-за высокой нагрузки на казну с 2025 льготу отменили в Ереване (за исключением объектов, разрешения на строительство которых были получены до июня 2022-го), к тому моменту там вводилось более половины всего жилья страны. Полностью программу планируют закрыть к 2029. 

Информация и связь 

Сектор, объединяющий услуги IT и телекома, остается одним из самых динамичных в экономике Армении. Несмотря на высокую базу предыдущих лет, отрасль продолжает уверенно расти: как уже упоминалось, за 9М2025 она прибавила 18,3%. Внутри сектора IT-сфера растет значительно быстрее (+24,3%), чем телеком (+2,9%).

Такое распределение не случайно: высокая динамика IT-отрасли была характерна для Армении задолго до приезда российских специалистов — двузначные темпы роста фиксируются на протяжении двух десятилетий. В начале 2000-х в страну зашли глобальные IT-корпорации (сейчас присутствуют Adobe, Cisco, NVIDIA, Siemens и Synopsys), в середине 2010-х появились первые технопарки, а правительство ввело адресные налоговые льготы. IT-индустрия Армении, перешедшая от аутсорсинга к разработке собственного ПО, родила двух единорогов – Picsart и Krisp. Софтверные компании последние несколько лет закрепились в числе 100 крупнейших налогоплательщиков страны. 

Отрасль, по-видимому, продолжит расти высокими темпами и в ближайшие годы. Армения, конкурирующая с Грузией за статус главного IT-хаба Кавказа, с начала 2025 увеличила количество налоговых льгот. Если ранее существовали лишь две основные преференции – нулевая ставка налога на прибыль и сниженный со стандартных 18 до 10% подоходный налог, то теперь внедрена целевая система возвратов. 

Государство возвращает компаниям 60% подоходного налога за привлеченных из-за рубежа специалистов и новых сотрудников, а также компенсирует 50% расходов на их обучение. Для небольших компаний ставка налога с оборота до 1% (с действующих 5%), при этом организации, которые занимаются научно-исследовательскими проектами, получили исключительные условия: от сниженного до 10% подоходного налога до возможности дополнительного вычета 200% зарплат технических специалистов при расчете налога на прибыль. 

Бюджетная политика

Благодаря бурному экономическому росту в 2022-2023 доходы госбюджета превысили прогнозы правительства. Это позволило сократить дефицит бюджета с 4-5% ВВП в пандемийные период до 2% по итогам 2023-го. Необходимость обустройства вынужденных переселенцев из Карабаха вызвала рост госрасходов в последующие годы. Дефицит госбюджета по итогам 2024 в абсолютных цифрах несколько превысил ковидный уровень (3,7% ВВП). Основной причиной стало увеличение затрат на выплату социальных пособий и пенсий (+44,5%), доля которых в расходной части госбюджета увеличилась до 34,7% (с предыдущих 27,9%). 

По итогам 9М2025 дефицит госбюджета в абсолютном выражении остался на уровне аналогичного периоде прошлого года. Однако теперь он покрывается за счет внешнего финансирования (в 2022-2024 превалировали внутренние источники). В марте 2025-го правительство РА разместило 10-летние еврооблигации на $750 млн с доходностью 7,1% годовых. Международные институты также выказывают доверие проводимой бюджетной политике: в декабре 2025 МВФ завершил шестой обзор Stand-By, предоставив Армении кредитную линии на $175 млн. 

В среднесрочной перспективе правительство Армении намерено вернуться к более консервативной бюджетной политике. Согласно утвержденной Программе среднесрочных расходов на 2026-2028, к ее завершению планируется сократить дефицит госбюджета до 2,8%. 

Монетарная политика

Центральный банк Армении признает, что рост ВВП превышает оценки долгосрочной устойчивости. Аналитики регулятора ожидают умеренно положительный разрыв выпуска. Экономика дает противоречивые сигналы: высокий рост кредитования и потребления контрастируют со слабым ростом розничной торговли и низкой инфляцией в сфере услуг. Поэтому в ЦБ считают, что перегрев скорее имеет локальный характер и сосредоточен в строительной отрасли. 

В декабре 2025-го ЦБ снизил ставку рефинансирования на 0,25 п.п. – до 6,50%, поскольку в предыдущем месяце годовая инфляция замедлилась до 3,1%, что практически соответствует таргету в 3%. Регулятор полагает, что внутренний спрос пока не оказывает избыточного давления на цены, хотя существует риск коррекции цен на недвижимость. Реализация такого сценария может ослабить потребительский спрос и создать дефляционное давление. По их оценке, в последнее время динамику цен определяют факторы на стороне предложения, а не перегревом потребления.

Центробанк Армении рассматривает два сценария для дальнейших действий. По первому, регулятор будет придерживаться более жесткой ДКП (относительно рыночных ожиданий) и не станет снижать ставку, если усилятся проинфляционные риски – например, при повышении нейтральной процентной ставки ФРС или существенном ослаблении драма. По второму сценарию, ЦБ продолжит снижать ставку, если мировая экономика или внутренний рынок недвижимости начнут резко остывать. 

ЦБ Армении прогнозирует снижение базовой ставки до 6,25% в течение 2026-го, сохраняя при этом готовность оперативно реагировать на любые макроэкономические изменения, чтобы удержать инфляцию на уровне 3% в среднесрочной перспективе.

Несмотря на снижение номинальных ставок, реальная доходность остается положительной. Это создает для экономических агентов стимулы для сбережения и инвестиций в ценные бумаги. Ранее Kursiv Research рассказывал, как Freedom Broker Armenia участвует в формировании зрелой инвестиционной культуры в национальной экономике.