Банки и финансы

Тимур Сулейменов высказался о долларе по 1500 тенге

Тимур Сулейменов отрицает возможность роста доллара до 1500 тенге
Тимур Сулейменов отрицает возможность роста доллара до 1500 тенге /коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Дастан Шанай

Председатель Национального банка Тимур Сулейменов считает невозможной вероятность роста курса доллара США до 1500 тенге. По его словам, изменение курса нацвалюты к доллару будет зависеть, прежде всего, от спроса и предложения валюты, а также развития производства товаров и услуг.

«Административно провести девальвацию до 1000-1500 (тенге за доллар США – Курсив), равно как и опустить курс до 150 (тенге за доллар – Курсив) у Национального банка и в целом у государственного аппарата нет таких возможностей, ни желаний. Курс должен быть адаптивным – он зависит от нашей экономики, поэтому разговоры о девальвации, тем более о девальвации на таких уровнях, наверно, имеют право теоретически в каких-то измышлениях находиться…но с практической точки зрения, понятно, что у нас сейчас сбалансированный курс, отвечающий как фундаментальным факторам, так и балансу спроса и предложения на рынке», – сказал он на пресс-конференции.

Глава Нацбанка напомнил, что в Казахстане с 2015 года введен режим плавающего курса нацвалюты, поэтому курс тенге к доллару зависит от спроса и предложения на валютном рынке. По его мнению, эта политика позволяет адаптироваться национальной экономике к любым вызовам через соответствующее изменение курса тенге.

В частности, в периоды, когда экспортеры активно продают валютную выручку, тенге может укрепляться к доллару. Аналогичная ситуация может складываться в налоговые периоды, когда компании должны выплачивать налоги в бюджет, в том числе продавая имеющуюся инвалюту.

И наоборот, когда в период отпусков население активно выезжает за границу в путешествия, где могут тратить валюту на отели, покупки различных товаров и услуг, то спрос на доллары, евро и другую инвалюту возрастает.

«Если много людей покупает доллар… доллар будет расти. Если много людей продают, вы знаете налоговый период, когда экспортеры валютную выручку продают, тогда доллар снижается. Влияние Национального банка на эти процессы через конвертацию из Национального фонда и зеркалирование операций – изредка, совсем редко мы делаем интервенции, как вы знаете, поэтому курс формируется самостоятельно, как цены на хлеб, картошку и так далее», – сказал он.

По его словам, административно провести девальвацию невозможно, поскольку таких возможностей нет с 2015 года, когда курс стал плавающим.

«Курс может быть таким, каким его делает экономика. Но 1500 тенге я даже не хочу комментировать. Это абсолютно неправильный уровень и его у нас в самых каких-то консервативных, самых радикальных прогнозах даже близко этого нет. У нас нормальный сбалансированный курс», – считает глава Нацбанка.

Сулейменов отметил, что если регулятор продолжит совместно с правительством грамотную макроэкономическую политику, отраслевую политику, в том числе в сельском хозяйстве, промышленности, чтобы Казахстан был обеспечен всеми видами продуктов, включая промышленные, отечественного производства, то вопрос инфляции станет гораздо менее актуальными. Он назвал это «большой домашней работой», которая должна быть выполнена правительством и Нацбанком.

На 23 января официальный курс Национального банка составляет 505,71 тенге за доллар. На 1 января 2025 года курс составлял 525,11 тенге, на 1 января 2026 года – 505,53 тенге за доллар.

Для сравнения: официальный курс Центробанка РФ составил на 1 января 2025 года 101,6797 рублей за доллар, на 1 января 2026 года – 78,2267 рублей, на 19 января – 76,0382 рублей за доллар. То есть доллар в России подешевел с начала 2025 года на 25,6415 рублей.

Если пересчитать это по текущему официальному курсу рубля к тенге (6,65 тенге за рубль), то доллар упал в РФ чуть больше, чем за год на 170,52 тенге – по факту в Казахстане доллар подешевел всего на 19,58 тенге. Таким образом, нацвалюта крупнейшего торгового партнера Казахстана в ЕАЭС – РФ – гораздо сильнее укрепилась к доллару США, чем тенге, однако некоторые казахстанцы в последнее время заговорили о возможности очередной девальвации. 

Ранее вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин в ответ на предложение провести очередную девальвацию курса тенге заявил, что поддержка экспорта зависит не только от девальвации тенге.