
Премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что инвесторы заинтересованы площадкой недостроенного завода «Азия Авто» осужденного Балушкина.
«Отечественные и зарубежные компании проявляют инвестиционный интерес и рассматривают возможность размещения своих проектов на площадке данного недостроенного завода, что позволит вовлечь этот объект в промышленное развитие Восточно-Казахстанской области», – отмечает он.
Эту перспективу намерены рассмотреть в правительстве, но после завершения всех судебных процедур и передачи имущества государству. Но пока идут судебные тяжбы и на все имущество компании наложен арест. В производстве государственных судебных исполнителей Департамента юстиции Восточно-Казахстанской области сейчас находится 30 исполнительных производств.
«В отношении недостроенного завода «Азия Авто Казахстан», земельных участков, зданий, сооружений и товарно-материальных ценностей проводятся мероприятия по их передаче уполномоченному органу по управлению государственным имуществом», – сообщил премьер-министр.
При этом из-за того, что завод «Азия Авто Казахстан» является объектом незавершенного строительства, он не подлежит передаче на баланс государственных юридических лиц.
Вместе с тем «Курсив» писал ранее, что Специализированный межрайонный экономический суд Восточно-Казахстанской области отказался признать банкротом компанию «Азия Авто».
Что было с «Азия Авто»
Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР, в настоящее время министерство промышленности и строительства) несколько лет назад предъявило претензии к группе компаний «Азия Авто».
Ключевой претензией стало неисполнение в оговоренные в соглашении сроки достаточного уровня локализации производства. Мининдустрии заключило соглашение о промсборке транспортных средств с «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» 24 июня 2010 года и 28 июня 2012 года соответственно. Предприятия обязались организовать сварку и окраску не менее одной модели моторного транспортного средства с 24 июня 2017 года и с 1 декабря 2019 года соответственно.
Поскольку, как утверждали в МИИР, «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» не исполнили свои обязательства к указанному сроку, то министерство 11 апреля 2020 года направило уведомление о расторжении соглашений. Компаниям дали месяц на то, чтобы объяснить причины неисполнения обязательств и перечислить меры, которые принимаются для устранения нарушений; однако никакой информации от них не поступило. После этого МИИР запустило механизм расторжения контракта.
В «Азия Авто» отмечали, что законных оснований для расторжения соглашений не было, поскольку сроки исполнения обязательств были продлены до конца 2020 года дополнительным соглашением, подписанным сторонами. Также в «Азия Авто» не усматривали формальных и сущностных препятствий к заключению нового соглашения о промсборке после 31 декабря 2020 года.
Компания сообщала «Курсиву», что вложила в строительство мощностей полного цикла $76 млн, а ввести проект мощностью 50 тыс. машин в год в эксплуатацию планировала в 2021 году. Промедление же группа связала с коронавирусом.
Между тем 12 августа 2020 года специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана (сейчас Астана) запретил государственным органам выдачу «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» каких-либо преференций, льгот, мер стимулирования, налоговых и таможенных освобождений, предусмотренных допсоглашением. 24 августа суд признал допсоглашение недействительным, а первоначальное соглашение о промсборке – расторгнутым.
Владелец «Азия Авто» Анатолий Балушкин занимал на тот момент 35-е место в списке богатейших казахстанцев по версии Forbes с состоянием в $153 млн. Помимо казахстанских активов, ему принадлежала сеть автосалонов в России, гражданином которой он стал.
В начале декабря в Генеральной прокуратуре РК сообщали, что гражданин РФ Балушкин не будет передан Казахстану для отбывания наказания. В 2025 году суд в Усть-Каменогорске заочно приговорил его к девяти годам лишения свободы по делу о мошенничестве и причинении ущерба государству на сумму более 174 млрд тенге.