Новости

Казахстанцев ждет долговая усталость в 2026 году: экономист озвучил опасения

Казахстанцы стали брать больше кредитов
Казахстанцы стали брать больше кредитов / Делия Айдаралиева, бильд-редактор: Милош Муратовский

Объем депозитов и денег на текущих счетах в банках вырос за декабрь. При этом кредиты населения также продолжают расти даже при ставках около 20% годовых, что увеличивает риск долговой усталости, отметил экономист Руслан Султанов в своем Telegram-канале.

Рост депозитов

В своем регулярном монетарном обзоре казахстанских банков экономист заметил, что в декабре резко прибавили пассивы банков (их собственный капитал и привлеченные обязательства, часто в виде депозитов). Они выросли до 50,6 трлн тенге (+2,2 трлн тенге, или 4,6% к предыдущему месяцу).

Пассивы росли по двум компонентам – переводимые депозиты увеличились на 1,1 трлн тенге, до 9,1 трлн тенге (+13,7% месяц к месяцу), а все остальные депозиты – на 1,8 трлн тенге, до 36,2 трлн тенге (+5,3%).

По мнению Султанова, казахстанцев продолжают привлекать высокие ставки. Также росли средства на текущих счетах, что можно объяснить периодом годовых выплат (премий) и активных бюджетных расходов.

Кредиты растут

Внутренние активы банков выросли до 50,1 трлн тенге (рост на 3 трлн тенге, или на 6,4%). Депозиты банков в Нацбанке увеличились до 9,2 трлн тенге (+1,5 трлн тенге).

При этом требования банков к домохозяйствам, то есть населению по займам, выросли до 27,8 трлн тенге (+215,7 млрд тенге, или 0,8%), а к частному корпоративному сектору – до 13,5 трлн тенге (+463,7 млрд тенге, или 3,6%).

Требования к правительству также прибавили 7,5 трлн тенге. Бюджетный источник в декабре расширял ликвидность, но драйвером по-прежнему остаются розница и частный бизнес.

Риски для экономики

Руслан Султанов отметил, что экономика все сильнее зависит от внутренних денег – зарплат и социальных выплат, которые остаются на депозитах, тогда как граждане продолжают брать кредиты, несмотря на высокую ставку.

«Домохозяйства продолжают брать кредиты даже при ставках около 20% годовых – то ли догоняя цены, то ли фиксируя крупные покупки до пересмотра условий. Такой микс поддерживает потребление и закрывает кассовые разрывы бизнеса, но увеличивает риск долговой усталости в 2026 году, если реальные доходы не ускорятся (индекс реальной заработной платы за 9 месяцев 2025 года составил −0,4%)», – отметил Султанов.

Ранее глава Нацбанка Тимур Сулейменов сообщил, что с помощью повышения минимальных резервных требований (МРТ) для банков они изменили подход к изъятию избыточной ликвидности.

По его словам, в банковской системе долгое время сохранялась ситуация, при которой избыток ликвидности изымался через ноты и депозиты Нацбанка. За это регулятор платил банкам доход по базовой ставке, фактически создавая для них простой и необлагаемый налогами источник заработка. При этом минимальные резервные требования, по которым проценты не начисляются, оставались низкими. Однако теперь их будут повышать.