
В правительстве женщин-министров немного. Мы привыкли слышать их официальные доклады с трибуны. А как обстоят дела с выбором одежды и имиджем? Обращаются ли они к помощи стилистов? Kursiv.Media вместе с профессиональным стилистом Нурлы Окасом провел анализ архетипов и стиля женщин-министров.
«Не выделяйся, не привлекай внимания»
В казахстанской политике женщины живут по негласному кодексу: «не слишком выделяйся». Это привычка, сохранившаяся еще с постсоветских времен, и протокол не позволяет выйти за рамки. После одного-двух случаев, когда кто-то появлялся в одежде среднего или люксового сегмента, попадал в новости и подвергался критике, они стараются вообще не выделяться. Именно так стилист Нурлы Окас описывает общий стиль одежды женщин в политике.
«Стиль и мода — это смелость. На это решаются немногие. Женщины-министры подходят к этому очень осторожно. Во-первых, есть строгий протокол и дресс-код. Во-вторых, общество само жестко критикует министров за люксовую одежду и брендовые аксессуары. Все женщины одеваются исключительно в классическом, деловом направлении. Выбирают максимально нейтральные цвета, костюмы строго приталенные», — говорит специалист.
При этом она считает излишним постоянную критику женщин-политиков за дорогую одежду.
По просьбе Kursiv.Media Нурлы Окас подобрал и проанализировал архетип и стиль одежды каждой женщины-министра.
Архетип — это общие для всех людей врожденные психологические образы и модели поведения.
Аида Балаева, любительница твидовых пиджаков
Специалист характеризует Аиду Балаеву как политика с мягким характером и высокой эмпатией. Чаще всего она выбирает светлые цвета, классику и любит твидовые пиджаки.
«Одну вещь, которой нет у других женщин, я заметила у Аиды Балаевой. Она часто носит броши и другие аксессуары и умеет их сочетать. Запомнилось неформальное мероприятие, где она была в бархатном платье с национальным орнаментом — каждая бисеринка пришита вручную. В целом она старается следить за современностью и новинками», — говорит стилист.
По словам эксперта, классического стиля придерживаются «системные» люди: учителя, женщины в политике и врачи на официальных мероприятиях. Без ярких акцентов. Если посмотреть фото большинства министров, то акцентных или необычных серег не видно. Только маленькие, едва заметные.
Аида Балаева тоже следует этой привычке. Но стоит отметить, что она выделяется прической и уже много лет сохраняет один и тот же стиль. На некоторых фото видно, что она любит красную помаду.
«Даже будучи человеком «системы», она немного показывает свою индивидуальность. Не говорит об этом прямо, но дает понять, что прислушивается к другим», — отмечает стилист.
Аристократки Гульшара Абдыкаликова и Акмарал Альназарова

Гульшара Абдыкаликова сейчас неактивна в политике. Но она запомнилась как первая женщина-аким области в Казахстане и министр труда и социальной защиты.
«Она выделялась не модой, а смелостью. Помню, как во время январских событий она хотела выйти к людям. Как смелый политик — это чистый классический типаж. Не показывает эмоций. Смотрела много ее интервью — сложно понять, радуется она или злится. Высший образец классического типажа», — описывает стилист.
Стиль одежды сдержанный, классический. Сходство с Аидой Балаевой в мягких чертах лица. Несмотря на отсутствие эмоций, в ней чувствуется эмпатия.
«Отрадно, что в политике есть такие женщины. Женщины — носители мягкой силы. Наличие эмпатичных женщин — хороший знак. К тому же, от Абдыкаликовой веет аристократизмом. В одежде и манерах нет ничего лишнего. По походке и осанке чувствуется аристократия, будто этикет изучала специально», — говорит Нурлы Окас.
Аналогичная сдержанность и прагматизм заметны у министра здравоохранения Акмарал Альназаровой.
«Ее когда-то критиковали за туфли Valentino. Но этот бренд выбирают люди с жестким, сдержанным характером. Одежда министра — в белых, голубых, серых цветах. Уверенная в себе женщина, которая хочет показать профессиональную открытость», — объясняет Нурлы Окас.
Ранее мы писали, что Альназарова носила швейцарские люксовые часы и сумку Fendi.
Зульфия Сулейменова — простота

Зульфию Сулейменову помнят как самую молодую женщину-министра (возглавляла экологическое ведомство). Но ее стиль полностью противоположен предыдущим — архетип простоты.
«Она очень простая, открытая, доброжелательная. С первого появления на политической арене вызывала полное доверие. Молодая. Удивила тем, что не ест мясо, не пользуется косметикой, протестированной на животных, не носит шубы. Такой особенностью и простотой покорила людей. Общий стиль одежды тоже вызывает доверие. Форма одежды мягкая, без грубости и жесткости», — говорит эксперт.
Но если переборщить с этим имиджем, можно показаться инфантильной в глазах общества.
«Когда во время пожара она показала эмоции и заплакала, кто-то поддержал, кто-то осудил. Природа у нее действительно мягкая, архетип это выдает. Политика должна закалять человека. Но, видимо, жесткости не хватило, мягкости слишком много», — объясняет стилист.
Интеллектуалка Жулдыз Сулейменова
Наоборот, политика, похоже, закалила министра образования Жулдыз Сулейменову.
«Она и без того смелая женщина. Выделяется интеллектом, манерой речи. Архетип — мыслитель, мудрец. Кажется, видит полную картину, хорошо развитая интуиция. Открыто выражает мнение, всегда готова ответить журналистам», — описывает ее Нурлы Окас.
С тех пор как она стала министром (ранее была депутатом), ее стиль поменялся. Она стала уделять внимание прическе и носить локоны. Появились шелковые шарфы, белые и коралловые пиджаки. При этом раньше преобладали классические костюмы в нейтральных тонах.
«Стиль Сулейменовой на глазах улучшается. Возможно, раньше на это не обращали внимания. Теперь ее профессионализм, речь и одежда вместе создают гармоничный образ. Так и должно быть. Иногда, как бы хорошо ты ни работал, если не умеешь себя подать, останешься в тени», — говорит профессиональный стилист.
Деловая женщина Мадина Абылкасымова
Еще один яркий пример делового имиджа — глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, экс-министр труда Мадина Абылкасымова. Настоящая бизнес-леди и прагматик.
«У других женщин чаще встречаются коралловый, белый — яркие цвета, которые дают тепло. У нее в одежде преобладают черный, серый. Очень закрытая. Даже по стилю одежды чувствуется жесткость. У Абылкасымовой есть свой образ, и она не хочет от него отклоняться, чтобы выделиться», — говорит стилист.
Народ должен воспринимать стиль как стратегию
По словам Нурлы Окаса, стиль многих женщин в политике недоработан, и массово к стилистам они не обращаются.
«Как уже сказал, есть страх критики и шума. Даже министр труда и социальной защиты Светлана Жакупова открыто заявила, что носит реплики. Я восприняла это как страх перед шумом. Но народ должен понимать: стиль — это не легкомыслие и не просто одежда, а стратегия. Если хочешь привлечь внимание и чтобы слова имели вес, политикам нужно работать с имиджмейкерами», — считает стилист.
Это давно стало нормой за рубежом. Например, Камала Харрис на выборах с Трампом запомнилась деловым костюмом и кроссовками Converse. Барак Обама перед выборами всегда надевал белые или голубоватые рубашки, иногда закатывал рукава до локтей.
«Надеть простые Converse или закатать рукава — это сигнал: я такой же, как вы, я близок к вам. Все продумано. К сожалению, у нас такого особенного имиджа пока нет. Не могут выйти за рамки протокола и строгого дресс-кода», — заключает специалист.
Стиль — это не только люксовые бренды. Их можно заменить работами отечественных дизайнеров или вещами с национальным колоритом.
«У нас казахстанские дизайнеры создают очень красивые вещи, платки. Можно использовать национальные мотивы и отечественные изделия. Некоторые мужчины в правительстве носят тюбетейки. Женщины тоже могут играть с этим в одежде. Многие у нас не понимают силу аксессуаров. Маленькая брошь или заколка для волос и ты уже запоминаешься», — подчеркивает эксперт.
Но стереотипы «нельзя коротко», «нельзя яркие акценты» иногда мешают стилю женщин в политике. Неравенство между мужчинами и женщинами, патриархальные ограничения тоже отражаются на внешнем облике политиков.
«Из-за установки «нельзя открыто» женщины выбирают бледные, бесформенные или однотипные фасоны. Некоторые костюмы давно вышли из моды. Некоторые политики носят пиджаки из дешевых текстур. Но дешевая ткань убивает авторитет — это надо помнить. Если возможно, стоит играть с цветами. Например, синий — доверие, светлые и коричневые — стабильность. Каждый цвет может передавать характер», — советует стилист.
Ранее акиму Павлодарской области пришлось объяснять, откуда у него одежда дорогих брендов.
Казахстанцы также окрестили главу фонда «Қазақстан халқына» Лаззат Чинкисбаеву новой «Перизат Кайрат». Она носит пиджак Miu Miu за 2,4 млн тенге и брюки от Fendi за миллион. В фонде заявили, что наряды Чинкиcбаевой — это реплики турецкого производства.