Авто

Казахстанские автосалоны стали точками сбыта проблемных машин из России

автосалон авто, криминальное авто, перебит номер, VIN-код, VIN
shutterstock, бильд-редактор: Серикжан Ковланбаев

Покупка машины даже в крупном автоцентре перестала быть гарантией безопасности. Десятки казахстанцев обнаружили, что приобретенные ими «легковушки» имеют сомнительное прошлое: от залогов в России до перебитых VIN-кодов. «Первый канал «Евразия» рассказал, как такая ситуация стала возможной.

Схемы обмана

Пострадавшие описывают отработанную схему одинаково: машина покупается по рыночной цене, но спустя время вскрывается правда. Экспертиза часто показывает, что VIN-код — это не заводская табличка, а самодельный дубликат со следами сварки и лазерной обработки.

Жительница Павлодара обнаружила, что ее Toyota Camry, купленная за 13,7 млн тенге, имеет «двойника» в Санкт-Петербурге. Кроме того, мошенники намеренно завысили год выпуска: по техпаспорту машина изготовлена в 2019-м, а по факту — на год раньше.

Другая пострадавшая из Алматы рассказала, что ее автомобиль оказался под арестом в Москве. По словам девушки, автосалон отправил ее в суд, где принимать заявление якобы отказались.

Почему это стало возможным

Рост таких инцидентов связывают с отменой обязательной сверки агрегатов в спецЦОНах. Как отметила официальный представитель ДП Алматы Салтанат Азирбек, ранее проверка данных кузова и шасси была обязательной, но теперь эта норма отсутствует.

Депутат мажилиса Мурат Абенов заявил о существовании отлаженного конвейера легализации перебитых машин, за которым, по его мнению, могут стоять коррумпированные сотрудники спецЦОНов и полиции.

Позиция дилеров и посредников

Когда возмущенный клиент возвращается в автосалон, там признавать машину «своей» отказываются. Площадки часто работают по агентским договорам, позиционируя себя как рекламных посредников. Они утверждают, что проводят лишь визуальный осмотр, а выявить профессионально измененный VIN-код без глубокой экспертизы невозможно.

Юридические последствия

Юрист Сергей Уткин напомнил, что сбыт транспорта с поддельным идентификационным номером — прямое нарушение закона. Недостоверные сведения в техпаспорте являются основанием для возбуждения уголовных дел и отмены сделок. Но пока идут многолетние суды, казахстанцы остаются с долгами по кредитам и машинами, на которых нельзя ездить.

Ранее глава Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева предупреждала, что купленные у «серых» дилеров машины могут оказаться украденными. Также Курсив Авто рассказывал, что в Казахстан стали массово завозить автомобили из Грузии — подробности здесь.