Новости

Транспортно-логистический сектор РК работает при постоянном санкционном давлении

Эксперт рассказала, в каких условиях работает сейчас транспортная отрасль в Казахстане / mybusiness.kz бильд-редактор: Серикжан Ковланбаев

Глава частной логистической компании рассказала о влиянии санкций на цепочку поставок и транспортно-логистический сектор Казахстана, о возможностях и рисках, связанных с развитием альтернативных международных маршрутов, о практике пересечения грузов и чрезмерных требованиях комплаенса со стороны иностранных таможенных органов, а также о гендерном аспекте в отрасли. Об этом корреспондент делового издания «Курсива» поговорил с директором компании SevenR Logistics Оксаной Сорокиной.

 Каким образом меняющиеся международные санкционные режимы влияют на цепочку поставок, в частности, на транспортно-логистический сектор в Казахстане?

– Казахстанский транспортно-логистический сектор работает в условиях постоянного санкционного давления и связанной с ним высокой неопределенности. Речь идет не только о самих санкциях, но и о дополнительных национальных ограничениях стран экспорта и транзита, а также о разночтениях в их практическом применении.

На практике это выражается в нестабильности маршрутов и процедур. Бывают ситуации, когда при полностью корректном пакете документов один таможенный инспектор аннулирует экспортную декларацию без объяснения причин, а другой – повторно открывает ее и пропускает транспортное средство.

Отдельной проблемой остается подтверждение того, что товар не будет направлен или реэкспортирован в Российскую Федерацию, Республику Беларусь или другую подсанкционную страну. При этом значительная часть документов, которые запрашиваются таможенными органами, не закреплена в нормативно-правовой базе, а сами отправители нередко отказываются предоставлять письма-обязательства в рамках процедур Know Your Customer.

Все это приводит к росту административной нагрузки, увеличению сроков и прямому удорожанию логистики. Тем не менее, и участники транспортно-логистического рынка, и импортеры в целом относятся к этим требованиям с пониманием, осознавая, что они направлены не против Казахстана или стран Центральной Азии, а являются частью более широких международных усилий по прекращению войны в Украине или по нераспространению оружия массового поражения.

– На ваш взгляд, какие возможности, преимущества и риски возникают для рынка с развитием альтернативных международных транспортных маршрутов, соединяющих Восток и Запад? Какова роль комплаенс-инструментов?

– Развитие альтернативных маршрутов сопряжено с целым рядом ограничений. Например, Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор), пролегающий через территорию нашей страны, Каспийское море, территории Азербайджана и Грузии с последующим выходом к Черному морю, на сегодняшний день остается более дорогим, более протяженным и менее прогнозируемым по сравнению с традиционными маршрутами.

Это связано как с инфраструктурными факторами – нехваткой паромов, ограниченным количеством причалов и всего одним мобильным инспекционно-досмотровым комплексом в порту Актау, – так и с природными условиями. Регулярные штормы на Каспийском море приводят к существенным задержкам в отправке паромов.

Несмотря на это, бизнес вынужден использовать данный маршрут, поскольку авиаперевозки кратно увеличивают логистические издержки и в конечном итоге отражаются на стоимости товара для потребителя.

На мой взгляд, санкционные пакеты Евросоюза, начиная с 11-го пакета, которые включают в себя запрет на транзит большого количества индустриальных грузов по территории Российской Федерации, действительно дал импульс развитию Среднего коридора, однако в долгосрочной перспективе, после снятия ограничений, он, вероятно, останется менее привлекательным для традиционных торговых партнеров Казахстана и Центральной Азии, в частности стран Северной Европы.

Альтернативой может быть маршрут в обход Каспия через Иран, однако он также ограничен: Иран находится под санкциями, и многие европейские экспортеры и казахстанские импортеры прямо запрещают транзит через эту страну, а текущая внутренняя ситуация в Иране добавляет дополнительных рисков. Коридор «Север-Юг», несмотря на рост интереса к нему, также подходит не всем из-за состава стран транзита.

Тем не менее, развитие альтернативных маршрутов остается стратегически необходимым. Геополитические риски сохраняются, и всегда существует вероятность полной блокировки одного из коридоров. Одним из заметных последствий текущей ситуации я считаю снижение интереса малого и среднего бизнеса Казахстана и Центральной Азии к европейскому рынку: многие компании переориентируются на Китай как на более близкий и экономически предсказуемый рынок.

– Проблема чрезмерного комплаенс иностранными таможенными органами становится все более распространенной. Какие меры могут помочь ее смягчить?

– Практика over-compliance со стороны государственных органов действительно становится все более заметной, особенно в странах Балтии. Дополнительным фактором является нежелание многих европейских экспортеров предоставлять расширенный пакет документов в рамках процедур Know Your Customer.

Существенно снизить уровень over-compliance для всех участников рынка могла бы четкая и унифицированная нормативно-правовая база со стороны юрисдикций, которые вводят и администрируют санкции.

Речь идет о прозрачном перечне документов, которые могут использоваться в качестве доказательной базы, а также о стандартизированных шаблонах таких документов. Кроме того, крайне важно, чтобы аннулирование экспортной декларации или отказ в ее выпуске сопровождались обязательным письменным объяснением со стороны уполномоченного органа с указанием конкретных причин.

Пока же на практике мы сталкиваемся с абсурдными ситуациями. Например, итальянские таможенные органы требуют выписки из торговых реестров Казахстана в формате, полностью копирующем европейские образцы – с подписями первых руководителей и учредителей, что в казахстанской практике просто не применяется.

– Как деловая женщина, работающая в такой преимущественно мужской отрасли, как транспорт и логистика, как бы Вы описали реалии вашего бизнеса?

– В логистике ценят не гендер, а способность управлять сложностью и обеспечивать результат. Это отрасль, где ежедневно приходится принимать решения в условиях неопределенности, мыслить системно, жестко, но конструктивно, вести переговоры и работать под высоким давлением. Если ты обладаешь этими компетенциями и стабильно их демонстрируешь, отрасль принимает тебя достаточно быстро – независимо от того, мужчина ты или женщина.