Мировые гиганты годами копили серу на Кашагане, зная о грядущем миллиардном штрафе

Крупные иностранные нефтяные компании знали о рисках, связанных с возможностью применения штрафов за сверхнормативное хранение серы на Кашагане, за несколько лет до того, как департамент экологии по Атырауской области выписал штраф на 2,3 трлн тенге ($5,1 млрд на тот момент), сообщает Bloomberg.
Информагентство пришло к такому выводу после ознакомления с судебными документами по делу консорциума NCOC, который управляет разработкой Кашагана от имени Eni, Shell и других крупных иностранных нефтяных компаний.
Из документов следует, что несколько крупных нефтяных компаний в течение многих лет знали, что им грозит штраф за нарушение правил хранения серы в Казахстане, но не решали проблему, поскольку опасались по поводу затрат на это.
Позиция NCOC на протяжении всего процесса заключалась в том, что у него были все разрешения на хранение серы, объем которых ежегодно увеличивался с 2016 по 2022 год – момент, когда власти Казахстана наложили штраф.
Документы, с которыми ознакомился Bloomberg, включая внутренние электронные письма и слайды презентаций, представленные в суд Астаны, не противоречат этой позиции, но показывают, что некоторые партнеры задолго до 2022 года осознавали, что такое наказание возможно.
Штраф за сверхнормативное хранение серы связан с более масштабным международным арбитражным разбирательством на $166 млрд, связанным с Кашаганом, вторым по величине нефтяным месторождением в Казахстане, отмечает агентство.
Власти Казахстана добиваются увеличения доходов от национальных ресурсов и подали на венчурных партнеров в международный арбитраж. Большая часть этой суммы относится к искам о возмещении упущенной выгоды, но также включает в себя экологические нарушения и сделки, которые, по утверждению властей, были связаны с коррупцией.
Первая нефть на Кашагане была добыта в сентябре 2013 года с Кашагана – на восемь лет позже первоначально запланированного срока, однако через месяц добыча была прекращена из-за утечек в трубопроводе. При этом бюджет проекта превысил первоначальный бюджет на $45 млрд. Добыча была возобновлена в 2016 году.
Вскоре после перезапуска оператор столкнулся с проблемой, что делать с большими объемами серы, которые необходимо было извлечь из сырой нефти, чтобы сделать ее пригодной для экспорта, говорится в документах. Химическое вещество хранилось в контейнерах на объекте, и власти Казахстана хотели ограничить эту практику, чтобы свести к минимуму риск загрязнения окружающей среды.
Итальянская Eni в ходе внутренней презентации в 2017 году заявила, что предприятие находится на пути к тому, чтобы значительно превысить установленные лимиты по хранению серы. В 2019 году Shell предупредила о «серьезном финансовом риске», связанном с хранящимися на месторождении 1,3 млн тонн серы, что может повлечь за собой штрафные санкции в размере от $1700 до $3500 за каждую тонну.
На месторождении было добыто и хранилось большое количество серы. К концу 2020 года NCOC предупредил, что новый Экологический кодекс, вступающий в силу в следующем году, увеличит риск экологических штрафов. Руководители Eni призывали сотрудников своей компании начать измельчение блоков серы, хранящихся на месторождении, чтобы химикат можно было вывезти и продавать на международных рынках, следует из документов.
Вместе с тем, отмечалось в документации, переработка и удаление серы для продажи на международном рынке привели бы к «отрицательному нетбэку», то есть компании потеряли бы деньги. В октябре 2021 года Eni предупредила о «все более острой необходимости эвакуации накопленной серы», поскольку будущие разрешения будут выдаваться только при условии уменьшения объема хранящейся серы. Тем не менее количество химикатов, хранящихся на месторождении, продолжало увеличиваться в 2022 году, согласно данным на сайте NCOC.
В декабре 2022 года Казахстан наложил на Кашаган штраф в размере 2,356 трлн тенге ($5,1 млрд на тот момент). Напомним, департамент экологии Атырауской области выявил у оператора ряд нарушений. В их числе – отсутствие пылеподавления водой при разработке серного блока для предотвращения распространения серной пыли. Кроме того, NCOC превысил лимит по размещению серы: вместо разрешенных 730 тыс. тонн в 2022 году фактически было складировано около 1,7 млн тонн.
NCOC оспорил штраф, сославшись на процедурные нарушения и утверждая, что экологические правила регулируют только количество химического вещества, которое может быть добавлено в хранилище каждый год, а не общее накопленное количество.
В июле 2025 года стало известно, что Верховный суд вынес постановление по иску оператора Кашагана NCOC против департамента экологии Атырауской области. Дело было передано на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию с новым составом суда. В начале августа 2025 года СМИ объявили о том, что NCOC выиграл данный процесс, и Казахстан не сможет взыскать с оператора штраф в 2,3 трлн тенге.
Позже суд по административным делам в Астане объяснил, что отменил наложенный на NCOC штраф из-за несоблюдения процедуры его вынесения. Однако это не означает, что экологических нарушений не было. Департамент экологии вновь обратился в суд.
В декабре 2025 года суд Астаны отклонил апелляцию NCOC на решение по штрафу. Это последнее решение еще не вступило в законную силу, поскольку ожидается подача апелляции, которая может быть подана в течение двух месяцев после вынесения решения, сообщило министерство экологии и природных ресурсов Казахстана.
Акционерами консорциума NCOC по разработке Кашагана являются KMG Kashagan B.V. (16,877%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%), Total EP Kazakhstan (16,807%), AgipCaspian Sea B.V. (16,807%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,333%) и Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,563%). Консорциум инвестировал в проект около $60 млрд.