Разрыв в $10,8 млрд: торговая статистика Казахстана и Китая снова не сходится

По итогам 2025 года расхождение между данными Казахстана и Китая по взаимной торговле вновь осталось двузначным и составило $10,8 млрд, сообщает экономист Ернар Серик.
По данным главного таможенного управления КНР, экспорт Китая в Казахстан в 2025 году составил $29,69 млрд, увеличившись на 6,2%.
В то же время Комитет государственных доходов РК оценивает импорт Казахстана из Китая в $18,94 млрд, что на 24,1% больше, чем годом ранее.
Таким образом, разница между китайской и казахстанской статистикой достигла $10,8 млрд. Формально это меньше, чем в 2024 году, когда разрыв составлял $12,7 млрд, а в 2023 году – $9,3 млрд.
По словам вице-министра торговли Кайрата Торебаева такие расхождения связаны с методологическими особенностями учета: китайская таможня включает импорт не только Казахстана, но транзит товаров для третьих стран.
По словам Ернара Серика, с развитыми странами расхождения в зеркальной статистике минимальны и как правило составляет 10–15%, а иногда и вовсе в пользу стран-импортеров.
«Это хорошо видно на примере США, Японии, ЕС, Южной Кореи: там разница укладывается в статистическую погрешность и объясняется логистикой, условиями поставок (FOB/CIF), временными лагами и методологией учета. Формально среди развитых стран большое расхождение есть только у Нидерландов (71%), но это вероятно объяснимо их ролью крупнейшего транзитного хаба и реэкспорта через Роттердам. На этом фоне Казахстан (как и ряд других развивающихся стран) выглядит скорее исключением, чем правилом», — пишет он.
Эксперт отметил, когда разрыв достигает 80–100% и более, речь идет уже не о методологии, а о качестве таможенного администрирования, контроле стоимости и мотивации участников ВЭД. По его мнению, проблема не в Китае и не в статистике как таковой, а скорее в том, как именно импорт учитывается на стороне страны-получателя.
В сентябре 2025 года «Курсив» писал, что у Казахстана стремительно растет торговый дефицит с Китаем: за первое полугодие он достиг $1,8 млрд – в 4,5 раза больше, чем за весь 2024 год. Причина в резком росте импорта из КНР (+22,8%) при одновременном снижении экспорта (-10%).
Казахстан все больше закупал китайские товары массового потребления, транспорт, металлы и химию, тогда как экспорт в Китай просел из-за падения цен на нефть и металлы и снижения спроса в самой КНР. Эксперты отмечали, что импорт из Китая продолжит расти, а экспорт Казахстана останется зависимым от сырьевой конъюнктуры, что усилит дисбаланс во взаимной торговле.