Что важнее диплома: президент Нархоза — о карьере, стартапах и мотивации

Опубликовано
Глава Нархоза объяснил, почему карьера важнее диплома / Фото: youtube.com @shayekinruslan, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Президент Университета Нархоз Канат Кожахмет признался, что годами помогал студентам с работой и стартапами без оплаты. Он лично искал им стажировки, писал рекомендации и даже запускал вместе с ними проекты. Об этом он рассказал на авторском подкасте предпринимателя Руслана Шаекина.

В ходе беседы Руслан Шаекин сосредоточил разговор на практической стороне образования и поинтересовался у Каната Кожахмета, как именно университет может помогать студентам не только дипломом, но и реальной работой. В ответ президент Нархоза подробно рассказал о личном наставничестве и первых карьерных шагах своих подопечных.

По его словам, еще до руководящих должностей он сам искал для студентов возможности трудоустройства через знакомых в IT и подключал их к коммерческим задачам.

«Я устраивал студентов: шел к друзьям-айтишникам и говорил — вот хороший студент, возьмите его на работу. Параллельно давал им заказы: нужно сделать веб-сайт или проект, формально это как будто делает компания, а по факту работают ребята. Так они получали первый опыт, а я вместе с ними запускал стартапы. В итоге у меня было около пяти неудачных проектов — фейлы с сервисами вроде «инстаграма для барахолки», такси и другими идеями. Но мы все равно пробовали и вовлекали студентов в эту работу, думая, что что-то получится», — рассказал Кожахмет.

Продолжая тему, Шаекин уточнил, как строилась поддержка студентов за пределами учебных программ и что входило в эту работу. Собеседник отметил, что сопровождал ребят практически вручную и изучал требования крупных международных компаний.

«По сути, я занимался людьми и стартапами, хотя университет за это не платил. Писал рекомендательные письма, помогал студентам устраиваться в Amazon и Google, изучал, как проходит отбор, и потом делился этим опытом с ними. Мы ездили на пикники, я читал им мотивационные лекции, разговаривал о жизненных вещах — университет ведь жесткая среда, а молодежи иногда нужны простые человеческие подсказки», — отметил президент вуза.

Отдельный блок беседы Шаекин посвятил теме поступления в топовые университеты мира. В ответ глава Нархоза привел пример нестандартного отбора и рассказал историю девушки-беркутчи, получившей грант в Гарварде.

«Была одна казашка — беркутчи, ей Гарвард дал грант. Почему Гарварду нужна казашка, которая в школе толком не училась, английский не знает? Я позвонил своему профессору, он выдвинул гипотезу: им была важна ее уникальность — в таком возрасте, в абсолютно патриархальной, консервативной среде она выбрала мужскую профессию. Ведь беркутчи — это не женская профессия, и при этом она достигла определенных успехов», — пояснил Кожахмет.

По его словам, подобные кандидаты демонстрируют лидерство и нестандартный взгляд на задачи.

«Что-то в ней есть с точки зрения лидерства, то есть она может смотреть на любую проблему не классически, а по-новому, с другого угла. Это поможет и другим студентам из ее группы внести свой вклад», — добавил он.

Завершая разговор, Шаекин спросил, какие критерии сегодня важнее оценок. Отвечая на вопрос интервьюера, Кожахмет подчеркнул, что мировые вузы делают ставку на личность и мотивацию.

«Гарварду не нужно искать контингент, у них очереди. Почему они смотрят мотивационные письма? Они говорят, нам не нужны только высокие баллы — SAT 1580 или IELTS 9.0, такие результаты и так показывают многие. Им нужна интересная личность, потому что именно люди дополняют друг друга, вместе решают кейсы и делятся опытом», — подчеркнул руководитель университета.

Разговор в подкасте Шаекина был выстроен вокруг ключевого вопроса: какую реальную пользу университет может дать студенту помимо диплома. Подробнее об этом и других интересных моментах беседы можно узнать ниже — в полной версии подкаста, который мы публикуем целиком:

Читайте также