Казахстанский банк «захватил» карьер под Астаной: спор оставил без работы 80 человек

Вокруг месторождения щебня в пригороде Астаны разгорелся корпоративный конфликт. Работа карьера парализована уже две недели: территорию оцепила охрана, выставленная частными судебными исполнителями (ЧСИ) и представителями банка, сообщает Almaty.TV. Нынешний недропользователь Мереке Омаров утверждает, что его бизнес несет миллионные потери из-за чужих долгов.
Суть спора: залог или фикция?
Конфликт строится вокруг прав на использование участка. Представители банка настаивают: земля находится в залоге под кредит, который брал предыдущий владелец. По их версии, нынешний арендатор – фигура номинальная, а документы о передаче прав не имеют юридической силы.
«Сегодня пришли непонятные представители «Мыс Сервис», которые утверждают, что они собственники, но не предоставляют никакие документы, подтверждающие их право собственности на это временное землепользование. То есть, показывают договор без регистрации в уполномоченном органе. У нас есть на руках информация о том, что это имущество принадлежит двум нашим должникам», – прокомментировал ситуацию представитель банка Берик Иманов.
Экономический эффект: простой и госзаказ
Омаров приобрел право пользования недрами в 2024 году, после чего заключил официальный договор аренды с акиматом на 10 лет. Однако в середине января 2026 года работа была принудительно остановлена. По словам бизнесмена, за 15 дней простоя убытки только по фонду оплаты труда составили порядка 20 млн тенге.
Под угрозой оказался и производственный план: предприниматель должен выработать за год около миллиона тонн камня.
«Основное требование, чтобы мне дали работать на своей территории. У меня есть планы, которые государство поставило мне в течение года. Я должен выработать около миллиона тонн камня. Упущение выгоды у меня есть. В то же время, моя деятельность заблокирована. Около 80 человек на сегодня дома лежат, я их работой не могу обеспечить», – рассказал каналу бизнесмен.
Юридический тупик
Адвокат предпринимателя Гаусар Абдулова называет действия банка «захватом» и утверждает, что все претензии должны быть адресованы старому владельцу.
Интересно, что в акимате Акмолинской области фактически подтвердили правоту нынешнего владельца. По словам чиновников, попытка банка оформить карьер в залог в 2014 году так и не была доведена до конца — договор не зарегистрировали.
«Приложенный к иску договор залога датирован 5 июня 2013 года, и не может являться подтверждением того, что Управлением произведена регистрация сделки по передаче права недропользования в залог по общераспространенным полезным ископаемым», – пояснила главный специалист Управления предпринимательства и промышленности региона Самал Жолдыбаева.
Что дальше?
Сейчас банк пытается через суд доказать, что договор между акиматом и новым владельцем фиктивен. Пока юристы готовятся к процессам, 80 рабочих остаются без дела, а добыча щебня для нужд региона стоит на паузе.