Ашимбаев: Люди критикуют нормы новой Конституции, которые вообще не менялись

Опубликовано
Данияр Ашимбаев
t.me/dashimbayev, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Общественная дискуссия вокруг проекта новой Конституции часто строится на слухах и незнании текста, заявил политолог и член рабочей группы по парламентской реформе Данияр Ашимбаев в интервью «Курсиву». 

По его словам, критики нападают на положения, которые существуют в законодательстве уже 30 лет, принимая их за новые репрессивные меры.

«Не читал, но осуждаю» 

Ашимбаев отметил низкое качество полемики в социальных сетях. Вместо сравнительного анализа активисты часто реагируют на вырванные из контекста фразы.

«Люди вцепились в какие-то нормы, которые перешли из старой Конституции в новую, и начинают закатывать истерики там, где этого не нужно делать. <…> Один человек заявил: «Я как юрист считаю, что Конституцию ухудшают», и привел пример тех норм, которые вообще не менялись. Извини, ты же юрист, посиди с текстом, посмотри динамику», — возмутился политолог.

При этом политолог признал, что в проекте действительно есть устаревшие моменты, требующие доработки. Однако это не «злой умысел» авторов, а наследие 1995 года — например, экономические статьи о частной собственности, которая «должна служить интересам общества» или запутанные формулировки о платном и бесплатном образовании.

Ограничения или защита? 

Комментируя опасения адвокатов о том, что новый проект ограничит свободу слова, Ашимбаев призвал не путать цензуру с защитой от манипуляций. Он подчеркнул, что скандальную норму о защите «доброго имени» (которую могли использовать чиновники) из проекта убрали после общественной критики.

Остальные ограничения, по его мнению, необходимы для защиты от внешней «раскачки» через соцсети, ботов и фейки.

«Казахстану в силу географии и этнического состава любая провокационная дискуссия на языковую или внешнеполитическую тему может нанести вред. Эти нормы ограничивают не свободу слова, а возможность манипуляций», — считает спикер.

О демократии и будущем парламенте 

Ашимбаев также скептически отнесся к попыткам заранее повесить ярлыки на будущий однопалатный парламент (Курултай). Он не согласен с тем, что новая система сделает депутатов «ручными».

«Предсказать поведение депутата невозможно. Опыт показывает, что даже лояльные чиновники, попав в парламент, могут превратиться в пламенных оппозиционеров. Гарантии, что это будет послушное большинство, нет», — резюмировал Ашимбаев.

Также он добавил, что депутатский состав увеличивается. По его словам, если по партийным спискам избиралось, грубо говоря, 68 или 69 депутатов, будут избираться 145. То есть практически вдвое увеличивается партийная квота.

Ранее в интервью «Курсиву» политолог Марат Шибутов заявил, что опасения касательно ограничения свободы слова беспочвенны, а претензии со стороны соавтора Основного закона — субъективны. 

Комиссия по конституционной реформе 31 января 2026 года представила полный текст проекта, который сразу стал предметом острых общественных дискуссий. Наряду с критикой документ получил и заметную поддержку со стороны экспертов и представителей власти.

Депутат мажилиса Бакытжан Базарбек указал на ключевые плюсы перехода к однопалатному парламенту — Курултаю, подчеркнув, что в новом формате исключается институт президентских назначенцев. Национальная академия наук РК также высказалась в поддержку инициативы, отметив, что проект Конституции закрепляет приоритет науки и образования. По словам мажилисмена Олжаса Куспекова, обновленный Основной закон станет «шагом в будущее» и создаст основу для модернизации политической системы. Схожую оценку дал азербайджанский политолог и депутат Эльман Насиров, подчеркнув значение реформы для региональной стабильности.

Читайте также